Педагогические эссе «Моя педагогическая философия»

«Сердце, разум и сознанье цепью связаны одной,

Если сердце умирает, остальных берёт с собой».

Ш. Руставели.

Людям снятся сны. Разные… Иногда они – волшебно-прекрасные, как сказки, яркие и запоминающиеся, что поутру поднимают настроение. Иногда – тревожные и даже страшные сны, когда хочется поскорее проснуться и с облегчением вздохнуть: «Это только сон!».

А бывает необыкновенный, знаковый сон, сюжет которого с небольшими вариациями повторяется снова и снова, как будто недремлющий секретарь-профессионал постоянно напоминает шефу о самом важном и неотложном деле.

Такой сон приходит и ко мне. И в каждой его «серии» я, учитель, очень тороплюсь в школу, опаздывая на экзамен, который обязана сдать именно сегодня. При этом, как не стараюсь, никак не могу вспомнить, какой это экзамен. Отчаянно перебирая возможные варианты, оценивая свои шансы на успех, я, наконец, просыпаюсь. Опять этот сон?! Школа. Предстоящий экзамен. Учитель.

О чем же с таким упорством мне сигнализирует подсознание? Что же: бытие определяет сознание… и подсознание? Ведь учитель – я, я люблю свое дело и сразу вспоминаю слова Я. А. Коменского: «Наша профессия – самая лучшая как никакая другая под солнцем».

У каждого учителя свой путь в профессии, но думается, что этот выбор не происходит без встречи в школьные годы с Учителем с большой буквы.

Мой Учитель – интеллигентная и простая, добрая и строгая, настоящий профессионал, учитель математики – наша любимая Софья Ефимовна. Ее фамилия не удержалась в памяти, но помню, что из-за любви к математике и имени Софья, сначала ребята нашего класса, а потом и все остальные старшеклассники между собой называли ее «Ковалевской». Мы учились тогда в 9 классе. Софья Ефимовна только устроилась работать в нашу школу и, первым делом в кабинете математики попросила мальчишек закрепить над доской плакат: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов». И мы под ее руководством «учили» и стали лучше знать математику. Больше того, нас заинтересовал сам процесс преподавания, педагогика. Жажду делиться знаниями мы утоляли, занимаясь

с отстающими, что тогда называлось «брать на буксир».

Слова Л. Н. Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», – в полной мере относились к нашему Учителю. Она, воспринимая мир ярко, объемно, с открытой душой, дарила его нам, стала для нас непререкаемым авторитетом, советником и наставником. Перед нами был эталон учителя, он притягивал, завораживал, нам хотелось подражать ему, неудивительно поэтому, что из 28 выпускников нашего класса 9 – стали учителями школ и преподавателями ВУЗов.

Среди этих девяти и я – учитель математики в средней школе. Прошли годы. Наступил XXI век. Огромные потоки информации, агрессивность массовой культуры (а часто псевдокультуры), национализм, экстремизм и терроризм, меркантильность и конформизм – его приметы. Все это давит отовсюду и может разрушить хрупкий мир детства. Учителю назначено быть хранителем сказки – детства, он должен верить, что из гадких утят вырастут прекрасные лебеди. Верить и все сделать для этого: научить различать добро и зло, ценить великие истины: твори добро, не убий, не укради, уважай родителей, люби и береги свою Родину. Учитель может вдохнуть в разбуженную душу ребенка красоту мира и любовь к жизни, создать атмосферу творчества, сотрудничества и доброжелательности, в которой каждый ребенок сможет самостоятельно мыслить, находить истину, смысл жизни и поверить  в свои силы.

На первом классном часе в 5 классе я прошу детей анонимно написать на листочках о том, чего они боятся. Потом предлагаю обсудить некоторые страхи, чтобы помочь детям от них избавиться. После этого мы все вместе разрываем эти исповеди на мелкие кусочки и выбрасываем их – «выбрасываем» страхи. Для меня этот классный час очень труден, бывает так, что почти невозможно сдержать слезы. Как страшно детям жить, как многого они боятся! Боятся проблем в семье, на улице, со сверстниками, их мучает философский вопрос: «Зачем я родился?»  А бывают страхи из-за ошибок педагогов. Тех, для которых «Не навреди!» – не стало профессиональным кредо.  А мне очень хочется исправить эти ошибки, чтобы не очень серьёзные сложности у ребят сейчас, не стали непреодолимыми проблемами в их взрослом будущем.

Реализовать себя, добиться успеха можно только обладая солидным багажом знаний, которые могут дать уверенность, расширить возможности применить себя, помочь найти свое место в жизни, стать счастливее. Любой школьный предмет – это часть общечеловеческой культуры, и изучение его формирует небольшой фрагмент великого шедевра – картины окружающего нас мира.

Увлечь ребят можно приблизив предмет к реальной жизни, находя применение знаний на деле, в том числе за счет личного опыта детей, поиском подтверждения теории  в явлениях природы, общества, истории, культуры, в том числе в сказаниях, легендах, фольклоре.

Пусть ученик станет тем, кто хочет учиться сам. А учитель должен сделать все, чтобы учиться ему хотелось. Для этого у педагога в наше время есть просто неисчерпаемые возможности. Но для этого учитель должен, прежде всего, не быть равнодушным, любить детей.  Он должен быть им интересен, много знать; быть увлеченным, умелым организатором и терпимым партнером. Быть добрым и справедливым, честным и благородным.  Он просто обязан нравиться детям! Тогда на каждом уроке обязательно будут маленькие победы, всегда кто-нибудь из ребят тихо, а может и громко с радостью скажет: «Я понял!» или «Я могу!». Так маленькие победы будут прирастать знаниями, а повзрослевшие ребята, научившись учиться, смогут с уверенностью смотреть в будущее, и кто-нибудь из них, как знать, может быть тоже станет Учителем.

И мне, наверное, опять будет сниться все тот же сон: экзамен, школа, учитель. И я поняла, что всегда сон этот «в руку». Потому что в каждой школе каждый день каждый учитель сдает экзамен. Он не знает, какие вопросы задаст ему жизнь, но должен быть всегда готовым сдать экзамен. Экзамен на профессионализм, экзамен на человечность, ведь учитель – нравственная обязанность. Ни пуха ему, ни пера!

Добровольская Наталья Витальевна