Педагогическое эссе «Современный педагог»

«Спорт – это жизнь, целая жизнь, и даже немножко больше…», — часто в моей памяти всплывают известные строки, потому что профессия учителя — это тоже целая жизнь: жизнь без праздников и выходных, без каникул и отпусков; жизнь, когда личное и профессиональное неделимы.

Когда я учился в 5 классе, в Невонскую школу №1 пришёл молодой учитель физкультуры Власов Денис Михайлович. Он организовал баскетбольный кружок, в который я сразу же записался. Денис Михайлович, что называется, «возился» с детьми, и во многих заронил искру любви к спорту. Мне порой не нравилось сидеть за выполнением домашних заданий, но тренировки я не пропускал никогда.

Денис Михайлович находил «ключик» к каждому ученику, стремился сформировать положительное отношение детей к уроку физкультуры. Теперь и я в своей работе применяю личностно-ориентированный подход к обучающимся, считая его главным в профессии современного учителя.

«Движение — это жизнь», — вряд ли кто станет с этим спорить. Однако сегодняшние дети, проводящие много времени за компьютером, отягощены гиподинамией. Приходится прилагать много усилий, чтобы научить их получать удовольствие от физических упражнений, чтобы на мой урок они шли с радостью, так же, как я, будучи учеником Дениса Михайловича. И когда у меня получается добиться этого, я доволен. Двигательная нагрузка на моих занятиях высока, она даётся на все группы мышц, зря не теряется ни минуты урока. Я стараюсь на уроках давать детям знания, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, создавать благоприятный психологический фон, вселять уверенность в собственные силы, вовлекать в участие в спортивных соревнованиях — то есть делать всё, чтобы физическая культура нравилась ученикам. Организуя занятия объединений дополнительного образования, стараюсь находить общий язык с подростками, чтобы сохранить стабильный состав команд и подготовить резерв. И не раз вспоминаю добрым словом своего первого спортивного наставника.

Отработав три года, он уехал из посёлка, а я пришёл в школу бокса «Динамо» при ДЮСШ г. Усть-Илимска. Сегодня стараюсь объяснить своим ученикам, что многие необходимые для жизни качества характера – ответственность, дисциплина, целеустремлённость, упорство, умение работать в команде, когда так важен личный вклад каждого в общий результат – формирует в человеке спорт, и вспоминаю, как я, небольшого роста пацан, много чего пережил: и боль, и обиды, и уныние. Но благодаря поддержке тренера Насретдинова Бориса Николаевича, не уходил из секции. Поэтому звание кандидата в мастера спорта стало значимым для меня достижением. Мои ученики понимают, что спорт — это не только физическое совершенство, это постоянный труд, нравственные установки, которые важны для жизни, хотя я не называю их так, как они названы во ФГОС: «метапредметные компетенции».

Думаю, взрослые люди, открывшие для меня дорогу в спорт, повлияли и на выбор профессии. По окончании школы я, не раздумывая, поступил в Усть-Илимский филиал ИГПУ на факультет физической культуры и спорта. Во время учёбы использовал любую возможность получить специальность, которая пригодилась бы в работе с подростками. Поэтому прошёл подготовку по специализации «Менеджмент и специальность туристско-экскурсионной деятельности», занимался в альпинистском клубе «Хорс», как перспективный спортсмен, входил в сборную команду института по боксу. Знания и навыки, полученные за время учёбы, очень помогают мне в профессиональной деятельности. Спорт — это прежде всего результат. А добиться результативности от детей позволяет внеурочная деятельность по физической культуре. Я веду занятия волейбольной секции, готовлю команды для участия в Президентских спортивных играх и состязаниях, городских спартакиадах, ежегодном легкоатлетическом кроссе, посвящённом Дню Победы, военно-патриотических сборах юношей 10-х классов и т.д. Целенаправленные занятия с одарёнными детьми не сразу, но принесли свои плоды: с конца турнирных таблиц сборные команды учащихся, подготовленные мною, поднялись на 1-3 места, завоевали призовые позиции в городских олимпиадах по физической культуре.

И снова хочется оглянуться назад. По окончании института, полный радужных надежд, я отправился устраиваться на работу. Но, к безмерному моему удивлению, в моих услугах не нуждалась ни одна школа. Потом я понял, что это была своеобразная тенденция: не рисковать, лучше делать ставку на стажистов. Из военкомата пришла повестка, и я отправился на службу. И опять-таки во многом мне помог спорт. Я не боялся постоять за себя, мог защитить друзей, не раскисая, выносил все тяготы армейской жизни. А вернувшись домой, опять стал искать работу по специальности. И опять не нашёл. Год перебивался случайными заработками. А в один прекрасный (говорю без иронии) день пришёл к Антоновой Галине Зеликовне, директору школы №11, находившейся недалеко от моего дома, чтобы узнать, нет ли вакансии. И произошло чудо! Меня взяли! В меня поверили! Мой приход в школу, возможность служить профессии, которая с каждым годом нравится мне всё больше, – это и есть на нынешнем этапе жизни самым главным моим достижением.

Осмысливая приобретённый опыт, наблюдая за детьми и родителями, их отношением к физической культуре и спорту, я всё больше убеждаюсь в том, что у учителя физкультуры главная миссия — сохранить и приумножить здоровье детей, сформировать у них убеждение, что оно должно стать приоритетной ценностью, основополагающим фактором будущего благополучия семьи и государства. На уроках физкультуры ребёнок должен приобрести такие знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Сохранение здоровья подрастающего поколения — это и вызов времени, и социальный заказ. Значит, уроки физкультуры для детей нужно сделать максимально привлекательными. Существуют традиционные средства – физические упражнения, входящие в программный материал по физической культуре в общеобразовательной школе, которых, на мой взгляд, в современных условиях недостаточно. Какие пути я вижу для решения данной проблемы?

  1. Совершенствовать профессиональное мастерство учителя — это очевидно, но тем не менее очень важно.
  2. Акцентировать внимание на эстетической составляющей урока:

— добиваться, чтобы на занятиях дети присутствовали в одинаковой спортивной форме — она дисциплинирует, настраивает на позитивное восприятие урока;

— содержать в порядке весь спортинвентарь, чтобы детям было приятно им пользоваться;

— демонстрировать на личном примере и примере способных учеников красоту физических упражнений, способствующих достижению точности, свободы, легкости, согласованности движений;

— формировать понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т.д.

  1. Развивать дополнительное спортивное образование на базе школы:

— открыть секции по спортивным играм и лёгкой атлетике для младших школьников с целью воспитания спортивного резерва;

— создать клубы по коррекции осанки и фигуры, дыхательной гимнастике и профилактике различных заболеваний, клубы по здоровому питанию, способам закаливания организма, что пригодится в дальнейшей жизни;

— уделять внимание сезонным видам спорта, организуя спортивные соревнования и праздники, привлекать для участия в них родителей учащихся и жителей микрорайона различных возрастных категорий.

  1. Активнее использовать возможности ИКТ на уроках:

— демонстрировать спортивные игровые ситуации на примере высококвалифицированных спортсменов и команд, победителей спортивных соревнований различного уровня;

— анализировать ошибки, допущенные школьной командой на тех или иных соревнованиях;

— проводить тестирование на знание теории учебного предмета и правил техники безопасности, позволяющее проверить знания всех учеников, а не отдельных школьников и организовать индивидуальную работу по устранению пробелов.

  1. Осуществлять гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере участия российских спортсменов и команд в олимпийском движении, показывая, что спорт — то, что объединяет людей.

Учитель физкультуры — это мужская профессия, потому что женщинам такие нагрузки не под силу. Он должен быть в отличной физической форме, воспитывать и своими внешним видом, и своими поступками, и своим отношением к труду на благо подрастающего поколения.

Бытует мнение, что уроки физкультуры направлены только на физическое развитие детей, однако я так не считаю. Осуществляя комплексный подход в обучении и воспитании учащихся, я стремлюсь воспитывать личность гармонично развитую, с гражданско-патриотическим сознанием, принимающую на себя ответственность за будущее России.

Иногда вечером всей семьёй мы совершаем прогулки по микрорайону. Мои ученики здороваются со мной. И жена удивляется, что так много детей знают меня. «Надо же, — говорит она,- я и не думала, что буду гордиться тем, что мой муж – учитель.»

А утром начинается новый день, и я опять спешу к моим детям, о которых не могу не думать. Ведь современный учитель, на мой взгляд, — тот, кто, в соответствии со словами Л.Н. Толстого, «соединяет в себе любовь к делу с любовью к своим ученикам». Такого учителя Толстой называет «совершенным».

Легко ли быть совершенным современному учителю? Не думаю. Наша профессия требует постоянного саморазвития, не позволяет останавливаться на достигнутом. Но если твои ученики верят в тебя, равняются на тебя — это и будет самым большим профессиональным достижением, свидетельством того, что ты состоялся — и как учитель, и как личность. И я стараюсь быть примером для своих учеников, чтобы они, как я когда-то, следуя за своим наставником, выбрали профессию учителя физической культуры и все силы и старания приложили к тому, чтобы будущие граждане нашей страны были здоровыми, сильными, красивыми, соединяли в себе любовь к спорту с любовью к родине.

Шипицын Виктор Владимирович