Педагогические эссе «Что несут нам ФГОСы?»

Слово «ФГОС» давно уже на слуху. У мы, учителя, уже даже стали понимать, чего хотят от нас, детей и родителей эти новые стандарты. И как-то потихоньку стали разбираться в теории, и в голове появилось какое-то просветление, и цели увидели  благородные.

Разве плохо, если ребенок сможет самостоятельно решать учебные задачи, сможет заниматься проектной деятельностью, если он станет активнее, будет способен принимать самостоятельные решения,  будет понимать, для чего пришел в школу, станет  достойным гражданином и патриотом своей родины? Конечно, хорошо.

А учитель? Ведь всесторонне развитый учитель, прекрасно владеющий не только своим предметом, русским языком, но и каким-либо иностранным языком, приходящий каждый день в класс не для того, чтобы дать знания, а чтобы научить их получать самостоятельно, учитель-личность, учитель-профессионал, разве это плохо? Нет, конечно, нет. К такому тянуться дети.

Теперь родители. Ведь мы, учителя,  давно мечтали, чтобы они стали ответственнее относиться к своим обязанностям, чтобы перестали упрекать школу в неумении воспитывать их детей, чтобы родители наконец-то осознали, на что способен их ребёнок, и стали задумываться о будущем своих чад не в одиннадцатом классе, а намного раньше. Ведь это хорошо, конечно, прекрасно. Так нужно ли бояться  этих ФГОСов, сомневаться в целесообразности их внедрения? Ответ очевиден, но не всё так просто.

«Кадры решают всё!» — известная фраза вождя мирового пролетариата актуальна, на мой взгляд, как никогда. Кто работает в школе? Где взять идеального педагога, о котором мы только что говорили?  Очередь из молодых учителей не стоит на пороге школы, выбирать молодых специалистов не приходится, конкуренции никакой! Многие педагоги собираются работать в школе ещё лет пять, многие уже на пенсии. Изменения? Нужны им изменения? Я думаю, всё понятно. Только об этом не очень любят говорить последнее время. О каком иностранном языке может идти речь, если процентов тридцать педагогов  моей школы говорят «звОнит, договора, ложить, пОняла»! Мне грустно.

С родителями тоже не всё так просто. Нет доверия к школе, все инновации воспринимаются в штыки: от них устали. Родители переживают, считая, что система образования и школа вместе с ней рушатся, они видят, кто работает в школе, и не верят в будущее. Их ведь учили совсем по-другому.

Проще всего, на мой взгляд, с детьми. С ними, конечно, можно творить, можно экспериментировать, они лучше нас, взрослых, готовы к изменениям.   Только мучает меня ещё один факт: результаты внедрения ФГОС мы сможем увидеть только лет через пятнадцать, когда сегодняшние ученики начальной школы станут специалистами, войдут во взрослую жизнь, принесут конкретную пользу государству. Только тогда мы сможем увидеть все плюсы и минусы и … исправить ошибки. Только тогда мы сможем реально оценить, что принесли нам ФГОСы.

Долгова Виталия Алексеевна