Агрессия детей подросткового возраста.

Автор: Степеничева Алина Алексеевна

Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 131 Красносельского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Агрессия детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых.

Раздел библиотеки: Статьи

Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов . Агрессивное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа агрессивного поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению агрессивных проявлений .

Агрессивное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что такое поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё большее внимание исследователей. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков подросткового возраста.

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:

индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно — избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
социальный фактор, определяющийся социальными и социально — экономическими условиями существования общества.
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие агрессивного поведения. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума.

Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье, и в школе.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Главной проблемой подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознании подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающимся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия. Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка — открытие своего внутреннего мира (в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения). В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретает способность погружаться в свет и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им свойственна эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем, среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа » выживают сильные, слабые вымирают «.

Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации. В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

— подростки с социализированными формами антиобщественного
поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные
расстройства;

— подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным
поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие — психосоциальное развитие.

Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

— с педагогической запущенностью;

— с социальной запущенностью (нравственно испорченных);

— с крайней социальной запущенностью.

С.А. Беличева выделяет три группы:

— глубоко педагогически запущенные подростки;

— подростки с аффективными нарушениями;

— конфликтные дети (неуживчивые).

Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:

Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
Подростки, отмечающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличаются безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые, они достигают наибольшей степени выраженности. Любые патологические синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения и период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть очень коротким, либо может не обнаруживаться вообще. Поэтому часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых и сверстников совершенно неожиданным, не объяснимым.

Формы нарушенного поведения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений в основном такие же, как у учеников массовых школ. В.В. Ковалев, А.Е. Личко и другие авторы [9] называют среди них такие, как побеги из дома, из школы, отказы от учебы, нарушения школьной дисциплины и правил поведения в общественных местах, воровство, злоупотребление алкоголем, наркомания, суицидное поведение, сексуальные отклонения и другие нарушения. Нередко ученики вспомогательных школ совершают преступные действия, в том числе и групповые. Все это служит доказательством проявления в их поведении такого качества, как повышенная агрессивность.

Стоит отметить, что проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Генезис же этих проявлений у подростков с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками) и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. В цепочке взаимодействующих внешних факторов, приводящих к нарушенным поведенческим реакциям, большое значение имеет эмоционально-волевой аспект.

Что касается агрессивного поведения, то установлено, что у учеников вспомогательных школ подросткового возраста причиной его является незрелость волевых актов. Такой важнейший компонент деятельности как борьба мотивов отсутствует или слабо выражен. Регулятором поступков и деятельности являются сиюминутные желания, стремление к немедленному удовлетворению эгоистических потребностей.

Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент, форма олигофрении. Эти внутренние факторы создают тот неблагоприятный фон, который делает умственно отсталого школьника особенно подверженным воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Особенно ярко агрессивное поведение как проявление неприспособленности ребенка к социальной среде проявляется в возрасте от 11 до 14 лет. Оно выражается в семейных потасовках при решении конфликтов, в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской опеки учащихся, и в других случаях.

В более старшем подростковом возрасте агрессивное поведение проявляется, в основном, у юношей. У девушек же оно проявляется значительно реже. Агрессивность у юношей отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.

Агрессивное поведение по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, в отбирании личных вещей и денег. Особенно оно может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. В подобных случаях агрессивность является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы.

Агрессивное поведение старших подростков с умственной отсталостью по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Оно может проявиться в нарушении тишины, возражениях старшим, стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом подростки внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно реагируют на него. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Подростку нравится дразнить таких взрослых, причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, так как сам подросток не знал, куда его заведет этот «эксперимент». Поэтому в таких случаях подростки во всем винят взрослых.

Агрессивное поведение некоторых подростков нередко бывает направлено на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, которые нередко возникают у подростков на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное, «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, престарелого человека, пьяного, на лиц противоположного пола.

Агрессивное поведение может проявляться у подростков в стычках между отдельными компаниями. Спор возникает между проживающими по-соседству подростковыми группами из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, дискотек, куда соперников стараются не допускать.

Возможна агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определенного порядка в конкретном молодежном объединении и направлена против «предателей», в назидании колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде неформальной группы.

Жестокость и сопутствующее агрессивное поведение всегда, к сожалению, остаются характерными чертами группового поведения подростков. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», в свое время только привлекли внимание взрослых к фактам, которые они все прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жесткое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Подростковая агрессивность — чаще следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные дети, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: «меня все считают слабым, а я вот что могу!». Особенно ярко проявляется это сегодня, когда мы переживаем острую социальную дифференциацию в нашем обществе, когда увеличивается разрыв между представителями различных слоев населения. Это по праву можно отнести к социальным факторам макроуровня.

Не мало важное значение при этом приобретает также положительный или отрицательный микросоциальный фактор. Большое количество умственно отсталых подростков находится в проблемных семьях с отрицательным средовым фактором. В учреждениях для детей с врожденной формой умственной отсталости (специальные детские сады, вспомогательные школы, школы-интернаты) пока еще не всегда имеется тот благоприятный климат, посредством которого можно было бы возместить ущербность в развитии и воспитании ребенка, полученную им в семье проблемного типа. Формы проявления агрессивности у умственно отсталых подростков, как правило, бывают следующие:

Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности, связанные с учебной деятельностью.
Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения и др.).
Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.
Реакция протеста на трудности во взаимоотношениях.
Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.
Проявление групповой солидарности.
Становление самоутверждения.
К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводят к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.

Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности при нередкой лживости поступков.

Любой подросток, независимо от уровня интеллектуального развития, включая умственно отсталого, жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Вполне естественно, что он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок, который должен знать свое место и слушать старших. В результате между взрослыми и подростками растет барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают, прежде всего, к агрессивной форме поведения. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п.

Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, в изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества.

Поскольку оценка любого поведения, в том числе и агрессивного, всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение, разновидностью которого является агрессия, часто называют девиантным, отклоняющимся. Такое поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, подразумевающее наличие явной или скрытой психологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то общественные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что агрессивность у подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы принятия в определенные социальные группы. У умственно отсталых подростков это считается наиболее авторитетным и престижным, поскольку они не всегда способны адекватно отражать и осмысливать существующие социальные ценности. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренний и внешних условий развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессии.