Диагностика интересов, индивидуальных способностей обучающихся, их склонностей

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас.»

К.Д.Ушинский

 

         Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Интерес — это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Идея гуманизма, глубокой веры в нравственные и умственные возможности, заложенные, по мнению Коменского, в природе каждого ребенка, помогла ученому решительно отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности обучающегося, выдвинуть положение о легкости, приятности и основательности обучения.

Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет». Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на обучающихся в образовательных организациях.

Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у обучающегося как фактору формирования всесторонне развитой личности. В.А. Сухомлинский отмечал, что у каждого обучающегося должен быть любимый предмет. Именно преподаватель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Основные характеристики интереса:

  • положительная эмоция по отношению к деятельности;
  • наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;
  • наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство — срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая и вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, преподаватели должны поддерживать обучающегося на каждом этапе его развития.  

Интересы должны целенаправленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний важных и необходимых в деятельности личности.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность — «хочу сделать».
Для удачного выбора будущей профессии, большое значение имеют не только интересы и склонности личности, но также и ее способности. Способности такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. Если выразить сущность способностей краткой формулой, то она будет звучать, как «я могу», «я имею возможность». Необходимо стремиться к тому, чтобы интересы, склонности и способности личности максимально совпадали.

В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому необходимо направить все усилия на развитие тех способностей обучающихся, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.

Возрастные особенности развития обучающихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что обучающиеся в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных обучающихся, то здесь  приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения обучающихся. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей обучающихся?

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности обучающихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к обучающихся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим обучающимся  нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы обучающихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого обучающегося, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития обучающихся – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к преподавателям и коллективу товарищей. Изучение обучающихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие. Наконец, значительное место занимает знание преподавателями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью обучающихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого обучающегося создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

Индивидуальная воспитательная работа  ведется по следующим направлениям:

  • Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).
  • Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
  • Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
  • Учет нарушений поведения.
  • Немедленное реагирование на нарушения поведения.
  • Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.
  • Групповые воспитательные занятия.
  • Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Использование критики.
  • Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
  • Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
  • Воспитание успехом.

Существует много методик, позволяющих выявить интересы, склонности и  индивидуальные способности обучающихся.

Например:

  • Методика «Твои способности»
  • Тест-опросник для определения уровня самооценки.
  • Анкета «Выявление интересов и склонностей учащихся»
  • Методика изучения факторов привлекательности профессии

Своевременное выявление и развитие  интересов обучающихся во многом определяет их будущую профессиональную успешность.

 

Бобрышева Ирина Викторовна