Диагностика уровня развития творческих способностей детей.

Автор: Слепнёва Елена Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад «Подснежник»

Населенный пункт: г. Бичура, Республика Бурятия

Тема: Диагностика уровня развития творческих способностей детей.

Раздел библиотеки: Статьи

Этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер линии:
3-слитная;

2-линия прерывистая;

1-дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:
3-средний;

2-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); 1-слабый иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

3-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

2-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

1-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

3-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура; 2-не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.

2 Регуляция деятельности.

а) отношение к оценке взрослого:

3-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:
3-адекватна;

2-неадеквагна (завышенная, заниженная);

1-отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
3- к предложенному заданию;
2- к процессу деятельности;
1- к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается к взрослому;

1 — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

«Создание каждым ребенком изображения»

1. Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения

2. Передача Формы:
З — форма передана точно;

2-естъ незначительные искажения;

1- искажения значительные, форма не удалась.

3. Отражение предмета:
3-части расположены верно;
2-есть незначительные искажения;

1-части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:
3-пропорции предмета соблюдаются;

2-есть незначительные искажения;

1-пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция.

а) расположение изображений на листе:
3-по всему листу;

2-на полосе листа;

1-не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих
картину:

3-соблюдается пропорциональность в изображении предметов;

2-есть незначительные искажения;

1-пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное.

7. Цвет в этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения: 3-передан реальный цвет предметов; 2-есть отступления от реальной окраски; 1-цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

3-многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

2-преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

«Дорисуй круг»

Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностотеский характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностического задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»—количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе.

Оценка 3- высокий уровень—ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа.

Оценка 2 -средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все кру-га, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).

Оценка 1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображении);

2) по группе в целом ( выводя общее число баллов).

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.

Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов.

Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения. Это операции, способствующие развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:

— в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п.) или необычный для данного возрастного периода образ — ведро, паутинка, глобус;

—в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;

— в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.

С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.

3 балла—рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.

2 балла— изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось.

1 балл — дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).

Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.

упражнение «Дорисуй».

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного
элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что
получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение
контурное, схематичное, лишенное деталей.

3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой ).

6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по- новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа

воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.