Формирование гуманных отношений.

Автор: Разумова Светлана Владимировна

Образовательное учреждение: КГБСКОУ СКШИ I вида1

Населенный пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край

Тема: Формирование гуманных отношений между слабослышащими мальчиками и девочками в начальной школе.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 12.04.2019

ГУМАННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ УМЕНИЕМ ЧУВСТВОВАТЬ, РАСПОЗНАВАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДРУГИХ, ВЫРАЖАТЬ СВОЕ СОЧУВСТВИЕ В ДЕЙСТВИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСИЛЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ, НАЛИЧИЕМ ЧУТКОСТИ К НОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ, ОДОБРЯЕМЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Современные исследователи подчеркивают опасность существующей до настоящего времени в практике воспитания «бесполой» педагогики, обосновывают принципиальную необходимость изучения психологических особенностей пола воспитанников и учета их в воспитательных воздействиях.

Однако при подготовке будущих учителей вопрос о совместном воспитании не обсуждается и практически не изучается, методика совместного воспитания практически не исследуется. Не уделяет ему внимания и педагогическая практика, и педагогическая печать.

Психосексуальные характеристики младшего школьника находятся на этапе формирования, и даже незначительные воздействия в этот период могут приводить к весьма значительному эффекту в последующем. Перед воспитателем стоит задача осуществления своевременного, в соответствующем возрасту объеме и направлении, полоролевого воспитания. Если в начальной школе пустить на самотек отношения между детьми, то возникают такие негативные ситуации между мальчиками и девочками, которые впоследствии могут перерасти в неприязнь мужчины к женщине и наоборот. Известно, что достаточно часто конфликты между мальчиками и девочками в младших классах спровоцированы поведением учителя, его замечаниями, пристрастным отношением. Формирование взаимоотношений между мальчиками и девочками превратилось в стихийный, слабо управляемый процесс, что вызывает необходимость искать научно обоснованные возможности оптимальным образом влиять на воспитание отношений между детьми. Нам представляется, что эффективнее всего воспитание отношений между детьми может осуществляться посредством формирования гуманных взаимоотношений мальчиков и девочек с учетом дифференциации пола и полоролевой социализации.

Гуманизм — система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманные взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуют умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия партнера по общению, наличием чуткости к нормам поведения одобряемым коллективом.

В процессе обучения проявляются характерологические различия мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать педагогу при организации учебного процесса. Так, в возрасте 10 лет девочки менее искренни и более невротичны, мальчики более экстровертированы. В развитии речи девочки успешнее мальчиков, мальчики успешнее в математических суждениях, пространственных операциях. Часто мальчики лучше выполняют задания в одиночку, а девочки — в группе, причем лучше смешанной по полу. Девочки лучше справляются с заданиями, допускающими обыденный или трафаретный метод решения; мальчики уже в начальных классах выше по способности продуцировать творческие идеи. Влияние таких факторов, как уровень образования в семье, помощь педагога на девочек значительно больше чем на мальчиков. У мальчиков чаще возникают поведенческие учебные трудности. Волевая задержка двигательных реакций выше у девочек. У мальчиков короче время словесно-ассоциативных реакций.

В начале обучения девочки часто добиваются больших, чем мальчики, успехов благодаря более тонкой ручной моторике, большей усидчивости и прилежанию. Подчеркивая эти различия, педагог рискует, во-первых, способствовать феминизации поведения части мальчиков, во-вторых, у другой части спровоцировать агрессивность в отношении к девочкам, в-третьих, выработать у девочек «взгляд свысока» на мальчиков, неуважение к маскулинному поведению.

Анализ литературы показывает, что взаимоотношения мальчиков и девочек — младших школьников практически отсутствуют или носят стихийный характер. Уже в подростковом возрасте, когда интерес к противоположному полу усиливается, нередко возникают конфликтные ситуации из-за отсутствия навыков общения между мальчиками и девочками. Что может помочь наладить отношения между мальчиками и девочками в классе? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Воспитание гуманизма имеет две взаимосвязанные задачи.

Выработка гуманных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании коллектива в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и т.п.
Внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого человека с тем, чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия. В результате воспитания должны сформироваться соответствующие убеждения, чувства, привычки, устойчивые моральные качества личности, обобщенно называемые гуманностью.
Гуманность — идеал различных направлений гуманизма, человечность, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению.

Основными показателями гуманных взаимоотношений между мальчиками и девочками в классе являются симпатия, товарищество, дружба. Симпатия отличается пассивностью и относительной инертностью, отношение сближения на уровне симпатии всегда ждет «толчка», предлога и повода, чтобы выразиться в действии — поступке. Личное товарищество — более высокая ступень сближения. Его психологическое содержание отличается насыщенностью: в его основе лежат не только переживания благожелательности, теплого расположения, но также уважения, сочувствия, глубокой привязанности, готовности к сопереживанию и другие моральные чувства и состояния. Индивидуальные товарищеские отношения вынашиваются ребенком в виде стремления к общению с тем сверстником, к которому оно сложилось.

Личная дружба — это наиболее активная фаза, своего рода кульминация в духовном влечении младших школьников друг к другу. Она переживается с большим напряжением, чем отношения товарищества и симпатии. Дружеская установка одного ребенка к другому включает не только высокую стадию удовлетворения общения с ним, но и потребность в этом. Личная дружба между младше-классниками по сравнению с личным товариществом и симпатией устанавливается весьма редко. Наиболее типичные для младших школьников антигуманные отношения, преодоление которых поможет сформировать нравственно-гуманные черты личности каждого члена классного коллектива, приведены в нижеследующей таблице.

Известно, что на отношения младших школьников к одноклассникам большое влияние оказывают оценки и мнения учителя. Интонации речи учителя свидетельствуют о том, что к повышению голоса учитель прибегает значительно чаще, разговаривая с мальчиками. В результате мальчики значительно чаще, чем девочки, оказываются в положении группы, подвергающейся таким педагогическим воздействиям которые вызывают у них отрицательное эмоциональное реагирование, ведут к неуважению мальчиков девочками. Формирование гуманных взаимоотношений — длительный, целенаправленный, комплексный процесс. Организация детских игр, выступления в школьной печати, по радио, знакомство со специальной детской литературой — все подчинено одной цели: создать в классе атмосферу естественной простоты взаимоотношений между мальчиками и девочками на почве общих интересов, сотрудничества и взаимопомощи, искренней дружбы.

Процесс формирования гуманных взаимоотношений строится на следующих выделенных нами педагогически условиях.

1. Предварительное изучение взаимоотношений детей в классе. Для этого используются специальные социометрические методы исследования.

2. Создание образца «гуманного коллектива». Необходимо разработать правила и принципы отношений между членами этого коллектива и планомерно обучать, воспитывать детей сообразно этим правилам и принципам гуманности.

3. Начальный этап создания коллектива класса, в котором группы формируются с учетом пожелания детей. Если при формировании групп не учитывать пожелания детей, у них может возникнуть неудовлетворенность от общения со сверстниками. Более того, необходимо учитывать психологические особенности первоклассников — впечатлительность, подражательность, внушаемость, податливость воспитательному воздействию взрослых. В школе именно учитель должен показывать образец отзывчивого и заботливого отношения к людям. Особенности его личности, применяемые им методические и воспитательные приемы оказывают решающее влияние на развитие гуманных отношений среди первоклассников.

4. Определение предмета общения детского типа, которым является практическая деятельность младших школьников.

5. Организация совместной деятельности школьников с учетом складывающихся отношений. Ежедневную жизнь ребенка определяют, прежде всего, люди. поэтому общение с ними в процессе предметно-практической деятельности является главным средством приспособления к этому миру.

Осуждая и наказывая спонтанное поведение мальчика, агрессивность по отношению к девочкам, учитель рискует выработать отрицательную установку к положительным мотивам этого поведения. Целесообразно помочь мальчику понять истинный мотив его поступка, показать ему более желательный и вместе с тем мужественный способ отношения к жизни и проявления внимания к девочке.

6. Обеспечение социально приемлемого и поощряемого проявления естественных потребностей ребенка в общении с представителями противоположного пола. Важно, чтобы мальчики и девочки пережили и осознали свое разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое участие в конкретном деле, могли помочь друг другу как равноправным (но не тождественным!) партнерам.

7. Воспитание дружбы между мальчиками и девочками.

Подлинная дружба и товарищество формируются и закаляются тогда, когда жизнь коллектива дает каждому ученику моральный опыт взаимопомощи, деятельности на пользу всех. Возникающие дружеские отношения необходимо оберегать и стараться направлять отношения маленьких друзей в нужное русло незаметно, ненавязчиво, не оскорбляя их достоинства. В дружбе двух детей и в более широком их круге воспитывается чувство ответственности за себя и другого, чувство внутреннего долга по отношению к окружающим и близким.

8. Полоролевое воспитание младших школьников.

Можно предложить следующие формы полового воспитания учащихся:

1. фронтальные этические беседы

а) специальные и фронтальные беседы о дружбе и товариществе

б) использование фронтальных этических бесед.

2. Чтение, обсуждение художественной литературы и статей, просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей о хорошей дружбе мальчиков и девочек.

3. Тематические вечера дружбы детей.

4. Стенды, рассказывающие о дружеских отношениях ребят.

Формирование гуманных взаимоотношений мальчиков и девочек рекомендуется осуществлять в соответствии с принципами поло-ролевого воспитания, представленными в следующей таблице. Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило эффективность предложенных педагогических условий формирования гуманных отношений между мальчиками и девочками в начальной школе.