Автор: Гордеева Ирина Викторовна
Образовательное учреждение: Средняя школа № 82
Населенный пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Тема: Формирование экологической культуры младших школьников.
Раздел библиотеки: Статьи
Дата публикации: 02.04.2019
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Одна из главных нравственных задач стоящих перед педагогами – воспитать любовь к родине, а значит и бережное отношение к родной природе. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Отношение младших школьников к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Формирование ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Однако наши наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда правильно ведут себя по отношению к природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой. По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому мы считаем, что с I класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными.
В нашей школе работает экологический отряд младших школьников «Спасатели». Ребята принимают активное участие в областных экологических акциях «В гостях у сурка», «День журавля», «Живая ель», «Чистый город», в городском конкурсе исследовательских работ младших школьников «Аленький цветочек», во всероссийском экологическом фестивале «Чистота родного края», во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Человек на Земле».
Экологическое воспитание мы осуществляем через проектную деятельность, которая стала актуальной в связи с переходом на ФГОС.
Содержание экологических проектов учащихся начальных классов способствует познанию объектов природы и грамотному взаимодействию с ними, выработке оценочных суждений и усвоению норм поведения в окружающей среде.
В нашей практике содержание проектной деятельности учащихся строится по нескольким направлениям:
экологический мониторинг окружающей среды;
пропаганда идей охраны природы и экологии;
практические дела по благоустройству и защите окружающей среды от загрязнений, разрушений;
формирование здорового образа жизни.
Организуя проектную деятельность, мы ставим следующую
цель: создать условия для самовыражения, самореализации всех и каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
развитие инициативности и активности учащихся;
выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих способностей;
развитие навыков проектно-исследовательской работы;
поддержание взаимодействия с родителями,
При разработке экологических проектов мы ориентируемся на следующую структуру.
I этап Погружение в проект. На этом этапе привлекаем внимание детей к актуальным социальным проблемам общества, определяем тему проекта, уточняем его цели и выбираем рабочую группу. Здесь важную роль играет мотивация, а именно, самореализация своего творческого потенциала. Пусть это будет маленькая проблема, но это их проблема.
II этап Планирование. На этом этапе учащиеся собирают информацию, распределяют роли в команде, планируют свою деятельность, обсуждают и выбирают оптимальный вариант.
III этап Проектирование. Проектирование – это работа по плану по разрешению социальной проблемы силами самих ребят. На этом этапе ребята проводят социальный опрос, интервью, анкетирование. Учащимся важно знать отношение окружающих к проблеме. Они распространяют листовки, расклеивают их на рекламных досках, раздают на улице и в школе, оформляют агитационный стенд, проводят праздники для родителей и жителей микрорайона.
IV этап Продукт проекта. На данном этапе подводятся итоги, оформляется продукт проекта. Это может быть справочник, книга, паспорт, портфолио и т.д.
V этап Презентация. На этом этапе учащиеся защищают свой проект на школьной научно-практической конференции, участвуют в конкурсах разного уровня.
Таким образом, экологические проекты формируют экологическую культуру, умение целеполагать, планировать свою деятельность и решать экологические проблемы, способствуют воспитанию любви к родному краю. Нам надо воспитать культурную личность готовую на духовное общение с природой. В современном мире экологическая культура – это неотъемлемая часть нравственного воспитания ребёнка.