Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Следовательно, важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса должно быть обеспечение процесса саморазвития личности.
Саморазвитие — непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации.
Как человек обретает способность к самопознанию и саморазвитию, до сих пор остается во многом таинственным и загадочным процессом. Многие поколения психологов бьются над разрешением этой загадки, выстраивая самые разнообразные теории, подтверждая их наблюдениями, специальными экспериментами, достижениями в выделении стадий, этапов,
описаний процессов.
Проникновение в глубинные причины, обусловливающие названные способности, остаются еще нередко за пределами досягаемости современной науки, затрагивая извечную тайну того, как человек становится личностью, человеком со всей глубиной его отличительных признаков от животного мира. Тем не менее, имеется немало интересных теорий и наработок, дающих возможность хоть как-то объяснить процессы становления самосознания и, в меньшей мере, процессы саморазвития в разных его формах.
Наиважнейшим компонентом саморазвития личности является самоконтроль.
Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом его собственных действий, психических процессов и состояний.
Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности.
Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов саморазвития, процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и в высшей степени сложной системы. Истоки развития самоконтроля лежат в дошкольном детстве.
Дошкольный возраст — целая эпоха в развитии ребенка, включающая стадии: младенчество, ранний возраст, собственно дошкольное детство. В этот период закладываются основы личности, возникают и индивидуализируются психические свойства ребенка, которые в последующем определяют «лицо» человека, формируются многообразные отношения к окружающему миру и себе. Все это происходит в результате взаимодействия со взрослыми и проявления со всех сторон высокого уровня активности.
Проблемы самоконтроля и его формирования у дошкольников различными авторами трактуются по-разному. Некоторые из них считают, что представления о самоконтроле имеются уже в старшем дошкольном возрасте. Однако привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А. Собиева, И.Н. Марголин). Другие считают, что «собственно контроль становится возможен лишь к концу второго года обучения в школе». В некоторых работах (С.П. Тищенко, К.П. Мальцева и др.) отмечается, что у детей дошкольного возраста самоконтроля нет совсем или же он крайне незначителен.
Формирование такого важного компонента саморазвития, как самоконтроль, представляет собой сложный, длительный процесс.
Формировать навыки самоконтроля необходимо с раннего детства.Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Немаловажную роль выполняют элементарная трудовая деятельность, продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, а также знакомство с миром человеческой культуры (просмотр фильмов, чтение сказок, рассматривание картинок), где ребенок учится действовать по заданному образцу, оценивать себя и сверстников. Формируются его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний. Но следует отметить, что самооценивание развивается быстрее, чем саморегулирование и самоконтроль. Ребенку еще трудно управлять собой, у него лишь появляются элементы произвольности поведения и деятельности. Произвольность, как известно, является достоянием уже младшего школьного возраста. Развивается механизм идентификациии хотя способность к самоконтролю отстает, развиваются его первоначальные основы.
Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то он является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Ребенок накапливает к старшему дошкольному возрасту большой опыт практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления, что в свою очередь повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения, которая является элементом самоконтроля. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение, контроль над собой в течение довольно длительного времени. Во время выполнения волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция и пример взрослого, которая побуждает ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения и самоконтролю в целом.
Таким образом говорить о полной сформированности навыков самоконтроля как компонента саморазвития личности дошкольника на данном возрастном этапе мы не можем. Но к концу дошкольного детства ребенок должен овладеть элементарными навыками саморегуляции, которые необходимы в учебной деятельности.
Процесс развития навыков самоконтроля происходит на основе интенсивного интеллектуального и личностного развития.Большую роль в этом играет педагог. У ребенка возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника, побуждает его контролировать и оценивать свои действия.
Список литературы
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — М.,1995.
- Волынкин В.И. Личность и ее саморазвитие: к истокам человека и личности. – Астрахань, 2009.
- Куликова Л.Н. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. — Хабаровск, 2000;
- Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск,1997.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека – М., 1999;
- Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 176 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 2006;
Мельникова Фатима Гильмановна