Формирование УУД.

Автор: Чехонина Ольга Александровна

Образовательное учреждение: МОУ СШ № 33

Населенный пункт: г. Волгоград, Волгоградская область

Тема: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.

Раздел библиотеки: Статьи

Начать необходимо с определения основных понятий. М.В. Буланова дает следующее определение: «универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта».

А.В. Федорова дает несколько другое определение: «универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

· замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

· ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

· резко возросшая информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

· современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

· ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, ведь образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования — личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. В ФГОС НОО метапредметные результаты — «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

В теории развивающего обучения обучение трактуется как форма психического развития человека. Обучение и развитие при этом не выступает как отдельные, пусть даже параллельные концепции, а соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности. Традиционная педагогика опирается только на уровень актуального развития, на уже сформировавшиеся качества и действия, которые ребенок может проделывать самостоятельно. В развивающем обучении педагогические воздействия должны опережать, стимулировать, направлять и ускорять развитие биологических, генетически обусловленных свойств личности, то есть учебные воздействия и формируют универсальные учебные действия. Развивающее обучение обеспечивает такое построение системы обучения, при которой усвоение содержания учебного материала, которое способствует формированию универсальных учебных действий.

Важнейшей задачей и современной, и классической системы образования остается формирование у учащихся учебных действий, применяемых не только в процессе изучения предмета, но и при получении средне-специального и высшего образования.

Цель их формирования отражает задачи, ставящиеся перед педагогами, которые существовали на протяжении многих лет, а именно – развить способности учащихся к самообразованию, самосовершенствованию, способностью использовать опыт прошлых поколений, накопленный за долгое время.

Характерной особенностью специфических учебных действий является возможность их приложения лишь к определенной учебной ситуации, задаче, вопросу, рамками которых и определяется набор таких действий.

Из анализа психолого-педагогической и методической литературы, посвященной исследованиям учебных действий, можно сделать вывод о том, что актуальность вопроса, касающегося совершенствования подходов к формированию и развитию метапредметных умений у учащихся в процессе освоения различных дисциплин в образовательном процессе не утрачивалась продолжительное время.