Формы и способы повышения мотивации как один из факторов развития универсальных учебных действий

«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

Василий Андреевич Сухомлинский

 

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Для учителей это давно заученная истина: если школьник хочет овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако мы часто замечаем, что обучающиеся не хотят учиться. Почему же не хотят? В чем причина? Их не мало. Хотя в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные – типичные:

  • Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
  • Громадность преподаваемого материала, который нужно усвоить и запомнить.
  • Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
  • Однообразие жизни и учебного процесса.
  • Бедность и непродуманность методики организации учебного процесса в школьной жизни вообще.
  • Упорно-однообразная авторитарная позиция учителя и родителей.

Мы видим, что причины разные. И не все из них легко устранимы.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения, создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом вступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он симулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов: позитивная психологическая атмосфера урока; обеспечение гуманных отношений между обучающимися и учителем, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

Работая в школе, я тоже столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Обучающиеся зачастую не понимают практического значения предмета математики, не видят применения знаний в дальнейшей жизни.

Не только заинтересовать обучающихся своим предметом, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение математики – в этом я вижу свою цель.

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

— содержание учебного материала;

— организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Хотелось бы остановиться на некоторых приемах создания мотивации, которые я использую на своих уроках.

Например, я часто применяю игровые технологии в своей работе. Сегодня вы присутствовали на уроке, который проходил в игровой форме, демонстрирующей работу следственного отдела  (побуждение к действию, интерес, профориентация).

Начало урока.

Сегодня мы с вами поработаем в следственном отделе. Я начальник отдела, а вы мои сотрудники.

Видеоролик

Внимание! В нашем городе произошел ряд таинственных происшествий. Раскрыть их могут только настоящие знатоки математики. В связи с чрезвычайным положением в городе создан отряд по борьбе с ошибками и беспорядком. Отряд состоит из четырех групп, которым предстоит провести ряд оперативно-розыскных мероприятий с целью восстановления в городе алгебраического порядка.

Актуализация знаний

Сбор информации

Из свидетельских показаний известно, что в городе орудует банда уравнений. Некоторые из них ранее задерживались, и мы с ними знакомы.

Давайте выясним, что же нам может помочь в дальнейших оперативно-розыскных мероприятиях.

 

Далее, применяю проблемные методы на разных этапах урока. Это может быть сравнение, нахождение общих черт, создание алгоритма действий.  В ходе решения проблемной ситуации обучающиеся формулируют тему урока и ставят цели.

При формулировке темы урока часто использую ребусы.

Применяю элементы технологии развития критического мышления. Например, прием  «Инсерт», используется для формирования такого универсального учебного действия как умение анализировать и систематизировать информацию. В процессе чтения обучающиеся маркируют текст значками (уже знал, новое, думал иначе, не понял, есть вопросы). Еще один прием «Хаос и порядок», который может быть использован не только на уроках математики, но и во внеурочной деятельности для повышения мотивации.

В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одаренных детей привлекаю обучающихся к предметным конкурсам, олимпиадам. Есть победители и призеры в компетентностных интерактивных олимпиадах, есть призер в олимпиаде по математике среди 8 классов на муниципальном уровне.

 

Гуль Елена Николаевна