«ИКТ-компетентность — требование профессионального стандарта педагога»

Автор: Герасимова Елена Федоровна

Образовательное учреждение: МОАУ СОШ № 5 им. К.Н. Чубаровой г. Свободного

Населенный пункт: г. Свободный, Амурская область

Тема: «ИКТ-компетентность — требование профессионального стандарта педагога»

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 26.03.2019

1 слайд. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»

Георге Зиммель

2 слайд. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, педагогические работники, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

3 слайд. Согласно профессиональному стандарту педагога утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается владение педагогом профессиональными компетенциями, в том числе и ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. ИКТ – компетентность – требование профессионального стандарта педагога.

4 слайд. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях реализации ФГОС ДО и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

ИКТ – информационные и телекоммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, а также средства сбора, хранения и передачи.

Современный педагог должен не только знать технические возможности, уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в педагогической деятельности.

Конечно, некоторые педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень сформированности ИКТ. Для выявления уровня сформированности ИКТ проведено анкетирование.

Результаты анкетирования воспитателей. 5, 6, 7 слайды

9,10 слайды.

Сайтов для педагогов много и все они призваны помочь в организации образовательных отношений. С помощью их мы можем разнообразить свою деятельность, повысить свою компетентность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся.

11 слайд. ПЛЮСЫ использования ИКТ:

• Позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала

Сейчас практически любую иллюстрацию, даже самую редкую, можно найти в интернете, причем времени с современными поисковиками это занимает совсем немного.
К тому же, бумажные и другие носители имеют способность устаревать физически, а вероятность порчи информационных файлов ничтожно мала, к тому же они могут быть легко восстановлены.
• Использование мультимедийных презентации обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста

• Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация

• При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов

• С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.)

12 слайд. Видеофайлы позволяют более образно преподнести многие явления природы.

Например, раньше снежную лавину педагогу приходилось расписывать своими словами, причем это далеко не всегда было убедительным и понятным для маленьких детей. Сейчас это явление можно показать полностью, от самого начала до полного схода лавины.

Такие видеоуроки оставляют неизгладимый след в памяти дошкольника, дарят ему новые эмоции и способствуют наглядно-образному мышлению ребенка.

Одновременное воспроизведение картинки и звука делает воспроизведение более понятным для ребенка.

Интерактивные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из игрового зала. Дети с радостью воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ о музее с вывешенными фотографиями на доске.

В последнее время проблемы внедрения ИКТ в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных технологий на психику и здоровье детей», «Интернет, компьютерные игры, мобильный телефон – их влияние на развитие ребенка», «Как относятся родители к компьютерным играм» и т. д. — тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители (законные представители) детей, представители науки и средств массовой информации.

13 слайд. МИНУСЫ использования ИКТ:

1. При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы:

? Сколько времени ребёнок находится за компьютером?

? Влияние игры на состояние психического и физического здоровья?

? Искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений.

2. Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

3. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на технического оснащение помещений, создание локальной сети внутри помещения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретение лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

4. Остаётся актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователе сети Интернет.

14 слайд. В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разрабатываются рекомендации, выпускаются соответствующие пособия, проводятся исследования. По данным некоторых исследований отечественных специалистов, дети в возрасте до пяти лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте до трёх лет ежедневно смотрят видео в режиме онлайн. При этом 36-40 % детей в возрасте от 2 до 11 лет одновременно пользуются Интернетом и смотрят телевизор.

15 слайд. И как бы мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей;

Сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОО: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности.

16 слайд. На сегодняшний день в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологические информационные средства развития дошкольников (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, расширяется использование в работе с детьми мультимедийных продуктов: компьютерных игр, мультфильмов, учебных видеофильмов, программ, сайтов.

В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации.

При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагогов. В частности, в этом случае необходимо создавать определённую среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательных отношений в этой среде должно строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок-дошкольник — ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

17 слайд. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

18 слайд. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.

Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение.

После занятия с дошкольниками проводят специальную гимнастику для глаз.

Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволит избежать зацикливания на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации».

19 слайд. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании даёт возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Практическая часть

На этом теоретическая часть нашей встречи окончена. Предлагаю немного поработать, применить свои знания и умения.

Предлагаю вам прочитать конспект НОД для детей дошкольного возраста. Ваша задача — за 15 минут придумать, какие ИКТ возможно применить при проведении данного мероприятия, а так же продумать содержание презентации к данному конспекту. Желаю удачи!

Немного о работе с родителями.

Использование ИКТ позволяет по-новому организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями воспитанников.

Главная задача в работе с семьей — повышение педагогической компетентности родителей, их активности.

— Для родителей, впервые пришедших в детский сад, предлагается просмотр визитной карточки, где они знакомятся с образовательными программами, внедряемыми в структурном подразделении, организацией работы в возрастных группах.

Использование на родительских собраниях мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию собравшихся видеоролики о жизни детей в детском саду, презентации по организации питания, работе, проводимой педагогами с целью подготовки воспитанников к обучению в школе.

На сегодняшний день ДОУ имеет сайт, который постоянно обновляется и пополняется разнообразным материалом.

Какую пользу получают родители от сайта?

Во-первых, они могут следить за жизнью детского сада,

во-вторых, получать интересующую их информацию,

в-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).

Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, часто торопятся, нет времени поговорить с воспитателем. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, получить консультацию, быть в курсе происходящих событий.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ в детском саду способствует:

— росту профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы воспитания и развития дошкольников, проявлять творческие способности;

— повышению интереса детей к различным видам деятельности, улучшает качество реализации образовательной программы;

— повышению уровня педагогической компетентности родителей,

— информированности о направлениях деятельности детского сада сотрудничеству родителей и педагогов.

Домашнее задание:

Сделать презентацию к родительскому собранию.