ИКТ в учебной и внеучебной деятельности

Развитие компьютерных технологий в современном мире и связанная с ней информатизация образования обладает массовым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ могут использоваться для взаимодействия между учителем и учеником и обменом информацией в современной системе образования. Таким образом, учитель не просто  должен овладеть технологией ИКТ, но и быть экспертом в применении ее в своей профессиональной деятельности. Компьютеризация повышает эффективность образовательной деятельности за счет использования инструментов и технологий ИКТ, так же повышение качества подготовки кадров с использованием нового типа мышления, соответствующего требованиям информационного общества. Это позволяет ИКТ технологиям стимулировать  развитие интеллектуальных навыков школьников, стимулировать спонтанный интерес больше, чем традиционные подходы к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии предназначены для реализации информационных процессов путем использования компьютеров, для повышения успеваемости обучающихся, для того чтобы, сделать обучение более привлекательным и актуальным, и обеспечить высококачественное образование для школьников.

Методы и приемы применения ИКТ в обучении направлены на развитие навыков в информационной деятельности учащихся и их информационной культуре. Существует ряд различных методов обучения, которые могут быть использованы в этой области, некоторые из них: иллюстративные, репродуктивные, научно-исследовательские и т.д. Эти методы могут быть значительно усовершенствованы за счет использования методов ИКТ. Например, иллюстративные методы могут быть улучшены за счет использования мультимедиа, которые могут значительно улучшить умственную активность школьников за счет повышения видимости и эмоционального богатства (анимация, звук, видео и др.). Когда учитель разрабатывает мультимедийные учебные материалы, он может использовать материал, который усиливает образовательный урок.

Репродуктивные методы обучения приносят пользу за счет использования обучающих систем, предлагающих высокий уровень на личностно-ориентированное образование, в котором учащиеся способны выстраивать индивидуальный образовательный путь в зависимости от своих личных навыков и способностей (восприятие, память, мышление и т.д.) Эффект новизны и общая привлекательность компьютеров для школьников служат дополнительным средством стимулирования и мотивации обучения, повышения интереса учащихся к учебе. ИКТ позволяет и обеспечивает место для повышения использования игровой формы обучения. Ценность игр очень высока. Действительно, навыки невербальных каналов коммуникации (мимика, жест и т.д.) имеют важное значение в повседневной жизни учащихся и будут иметь еще большее значение в будущей активной социальной и профессиональной деятельности. Умение правильно передать смысл сообщения не только в виде слов, но и в выражении тела очень полезно ученикам в жизни.

Использование ИКТ направленно на совершенствование учебного процесса. В конечном счете, ИКТ повышают качество обучения в школах, повышая интерес учащихся. Следует также отметить, что наблюдается тенденция к более активному использованию работы проектной группы, особенно в области выполнения исследовательских работ. ИКТ является важным инструментом в этой области, поскольку обладает взаимосвязанными компьютерными технологиями и сетевыми возможностями, создавая уникальную интеграцию проектов в реальном времени, что позволяет укрепить междисциплинарные связи образования.

Новые технологии могут иметь положительный эффект, при правильном использовании.  При  переходе от фронтальной модели образования, ориентированной на учителя, к обучению, ориентированному на учащегося. Для каждого учащегося от пассивного процесса, основанного на представлении информации, к активному обучению, основанному на исследовании. ИКТ в специальном образовании помимо общих преимуществ, позволяют учащимся, например, с проблемами слуха, переводить речь в текст (или язык жестов) и наоборот использовать средства связи вместе со специализированным программным обеспечением. ИКТ обеспечивает равные возможности для обучения в инклюзивных школах.

ИКТ повышает гибкость обучения, так что учащиеся могут получать доступ к знаниям в любое время и в любом месте. Это может влиять на то, как школьники учатся. С помощью ИКТ школьники теперь могут просматривать электронные книги, различные исследования, а также могут иметь легкий доступ к ресурсам экспертов, исследователей и сверстников — во всем мире.  Эта гибкость повысила наличие обучения.  Расширилось наличие передового опыта и материалов по разным курсам в области образования, которые могут быть изучены посредством  ИКТ, и способствовать лучшему обучению.  Помимо обучения в любое время, учителя также находят способы преподавать в любое время и быть конкурентоспособными. Таким образом, образование, связанное с ИКТ, в конечном итоге приведет к демократизации образования.  Эффективное использование ИКТ для целей образования имеет  потенциал для преодоления цифрового разрыва.

 

Житкова Яна Вячеславовна