Использование интеллект-карт в современном дошкольном образовании.

Автор: Астахова Надежда Николаевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Проскоковский детский сад «Теремок»

Населенный пункт: с. Проскоково, Кемеровская область

Тема: Использование интеллект-карт в современном дошкольном образовании.

Раздел библиотеки: Статьи

В современном мире непрерывно растет поток информации, получаемой через интернет и телевидение. Обработать эту информацию, выделить необходимое и полезное бывает очень сложно. Именно для этого были придуманы так называемые интеллект-карты (карта ума, диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэп и т.п.). Использование подобных карт позволяет визуализировать процесс мышления, упорядочить и структурировать поток получаемых сообщений.

Семантические сети (именно они легли в основу идеи интеллект-карт), как способ представления информации, появились достаточно давно. Примером может служить биологическая классификация Карла Линнея 1735 г., экзистенциальные графы Чарльза Пирса 1909 г. В 50-х гг. XX века семантические сети предлагаются как метод обучения в работах Аллана Коллинза и Росса Куиллиана. Идею об интеллект-картах развил и популяризировал в конце 1960-х гг. Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Он предположил, что благодаря своей структуре, подобные карты способны раскрывать интеллектуальный потенциал человека. Их применение позволяет создавать рабочие планы, планировать события, намечать цели, мотивировать и т.д. При помощи карт проще запомнить учебный материал, разложить по полочкам полученные знания.

Радиантная структура карт отражает реальное мышление человека, именно поэтому, информация, представленная в виде подобной схеме, лучше усваивается человеком. Разветвленная структура интеллект-карт способствует работе обоих полушарий мозга.

Используя интеллект-карты необходимо учитывать некоторые принципы их построения: изображения должны быть четкими, яркими, если это письменный, а не символьный план – лаконичными. Лист для построения карты следует располагать горизонтально (как альбом). Основная мысль пишется посередине, а от нее в стороны расходятся стрелочки-идеи (или информация для запоминания). В работе следует использовать несколько маркеров или фломастеров – это позволит ранжировать информацию на блоки или по степени ее важности.

Использование интеллект-карт в профессиональной деятельности педагога может идти по таким направлениям, как:

повышение собственной профессиональной компетентности в данной сфере (в данном случае научение работы с интеллект-картами помогает в планировании и реализации собственной психолого-педагогической деятельности);
использование интеллект-карт в работе с детьми, как метода, направленного на развитие познавательной сферы дошкольников. В этом случае интеллект-карты можно использовать как при групповой работе, так и индивидуально.
В профессиональной деятельности интеллект-карты хороши тем, что: схематический материал запоминается гораздо легче, экономится время восприятия информации, наглядно показываются зоны по степени их важности. Применять подобные схемы удобно при создании проектов, написании статей, ежедневном и еженедельном планировании, постановке целей и т.д. Современные интеллект-карты можно не составлять вручную – в интернете выложены готовые программы для личного использования, для планирования работы, учебы.

Интеллект-карты удобны для работы с детьми, так как основываются на наглядно-образном мышлении, основном виде мышления дошкольников. Создание дошкольниками интеллект-карт увлекательный и очень познавательный процесс. Необходимо заранее продумать тему, которая была бы актуальная для работы, подготовить цветные картинки, маркеры и большой лист ватмана (если предстоит групповая работа). Для индивидуальной интеллект-карты готовятся альбомные листы на каждого ребенка. Выполнение задания помогает дошкольнику пополнять активный и пассивный словарь, развивает процессы мышления (анализ, синтез, обобщение), стимулирует творчество.

При реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования метод интеллект-карт позволяет осуществить интеграцию образовательных областей – познавательного, речевого, социально-коммуникативного; содействует реализации целевых ориентиров – любознательности, активности, овладении средствами общения и способами взаимодействия.

Использовать интеллект-карты при работе с детьми возможно при изучении нового материала, при закреплении и обобщении темы. В зависимости от тех целей, которые преследует педагог, интеллект-карты могут способствовать развитию связной речи, формировать социальные навыки (общение и взаимодействие), побуждать к творчеству. Результативность использования данного метода при работе с дошкольниками достигается наглядностью (можно увидеть всю картину в целом) и привлекательностью (качественно составленная карта должна выглядеть эстетически приятно, чтобы дети с удовольствием ее рассматривали ее в дальнейшем).

Уже с четырехлетнего возраста ребенку можно предлагать работу с интеллект-картами. Главное, чтобы материал был доступен для его понимания. Например, выбрав тему осени, можно помочь ребенку выбрать атрибутику осени – дождь, желтые листики, зонтик, резиновые сапожки и т.д. Со временем, материал можно усложнять, добавляя новые понятия и явления.

Таким образом, обобщая материал, можно прийти к следующим выводам. Метод интеллект-карт результативен как в работе специалистов (педагогов, психологов и т.д.) при подготовке и планировании мероприятий, занятий, организации документов, так и при непосредственной образовательной деятельности, педагогической и психологической работе с дошкольниками. Метод помогает при запоминании информации, систематизации данных, является универсальным способом познания окружающего мира. В групповой работе с детьми способствует эффективному общению, развитию связной речи и навыков взаимодействия, формирует преемственность детского сада и школы.

Список использованной литературы:

Акименко, В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / В.М, Акименко //Журнал Начальная школа, вып. 7/12.
Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Практическое руководство / Т.Бьюзен. — Изд-во Попурри, 2010.
Бьюзен, Т. Умные родители – гениальный ребенок / Т.Бьюзен. — Изд-во Попурри, 2013.
Роэм Д. Визуальное мышление
Наст Дж. Эффект визуализации / Дж. Наст. – Изд-во Эксмо, 2008.