Автор: Прокофьева Наталья Анатольевна
Образовательное учреждение: МБОУ «Череповская ОШ»
Населенный пункт: п. Хиславичи, Смоленская область
Тема: Использование современных образовательных технологий.
Раздел библиотеки: Статьи
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего развития школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться — стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.
ФГОС предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени становится возможным благодаря новым современным эффективным технологиям преподавания, позволяющим достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс.
Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).
Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Работая над данной темой на протяжении нескольких лет, я рассмотрела теоретические основы понятия «педагогическая (образовательная) технология», этапы внедрения педагогических технологий в практику работы известных педагогов и воспитателей, ее классификационные характеристики, а также технологии, наиболее практичные для работы с младшими школьниками.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология – совокупность методов, приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.
В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.
Применение педагогических технологий способствует:
формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.
Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты).
В своей практике я использую следующие современные педагогические технологии:
здоровьесберегающая технология;
технология личностно-ориентированного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
технология игрового обучения;
технологии учебного взаимодействия;
технологии организованного общения младших школьников;
технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (по И.П. Иванову);
технологии проектно-исследовательской деятельности;
технология дифференциации обучения;
технология индивидуализации обучения;
технология коллективного взаимообучения.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
В течение последних пяти лет я активно применяю на уроках и во внеурочной деятельности технологию проектной деятельности. Данная технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
— самостоятельно и с желанием приобретают недостаточные знания, работают с различными источниками;
— учатся пользоваться этими знаниями;
— приобретают коммуникативные умения.
Проект ( 6 П):
Проблема
Проэктирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Примерный порядок разработки проекта:
Разработка проектного задания
Разработка самого задания
Оформление результатов
Общественная презентация
Рефлексия
Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Активно использую в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии, строю уроки таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Слежу во время проведения урока за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение в классе по отношению к источнику света, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В своей работе использую тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки тесно связана с развитием мышления и речи детей.
Комплекс (система средств ЗСТ):
1. Средства двигательной направленности:
Начало рабочего дня – общеукрепляющая зарядка; обязательное
упражнение «Поделись улыбкой» — психологический позитивный настрой.
В течение уроков – комплекс динамических пауз: общеукрепляющие
физминутки для формирования правильной осанки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, комплекс дыхательных упражнений, предохраняющих от лёгочных и сердечных заболеваний и повышающих работоспособность.
Подвижные игры во время перемен.
2. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительной работы:
Создание в классе комфортного микроклимата для каждого ребёнка,
диагностика и использование данных с целью помощи учащимся. Например, диагностика по типу восприятия информации детьми и медицинские данные помогают правильно рассадить учащихся за парты; исследования сферы мотивации выявляет учащихся, которым в классе не очень комфортно и кто требует индивидуальной работы, данные социометрии помогают правильно выбрать актив класса и др.
3. Формирование здорового образа жизни:
Беседы по основам знаний о здоровье.
Ранняя профилактика вредных привычек.
Проведение традиционного спортивного праздника в 1 классе «Папа, мама, я – спортивная семья», дней Здоровья.
Применение здоровьесберегающих технологий способствует снижению заболеваний учащихся, повышению работоспособности, обеспечению возрастных темпов роста и развития детей, формированию у младших школьников необходимых ЗУН по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
Образовательные технологии, применяемые мною в учебно-воспитательном процессе, предоставляют учащимся возможность самореализовываться, дают право выбора способа и пути деятельности, помогают снять перегрузки в усвоении учебного материала.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Диагностировать детей начинаю с 1 класса: «Готовность ребёнка к школе», «Степень адаптации в школе».