Использование здоровьесберегающих технологий для начальной школы.

Автор: Лопатина Светлана Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ «Школа №18»

Населенный пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий для начальной школы.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 02.04.2019

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В 2017-18 учебном году набрала 1 класс и столкнулась с такой проблемой: учащиеся невнимательные, сонные, неряшливо одеты. В течение 1 четверти провели со школьным врачом обследования учащихся. Были сделаны выводы, что у 70% отклонения в здоровье: недостаток веса, плохое зрение, нарушение осанки. Проведя собрание, на котором родители ответили на вопросы анкеты, пришла к выводу, что они недостаточно осведомлены о правилах здорового образа жизни.

Диаграмма

Всю работу по данной проблеме разделила на этапы. Каждый этап включает в себя содержание и сроки реализации.

Iэтап — Подготовительный.Аналитико-диалогический:

Мониторинг с целью выявления отклонений в состоянии здоровья.
Анкетирование родителей.
II этап — Основной.Организационный:

Организация учебных занятий.
Внеурочная деятельность.
Работа с родителями.
Работа с психологом, врачом.
Взаимодействие с педагогами школы.
IIIэтап — Заключительный.Результаты работы:

Проекты.
Участие в школьных и городских конкурсах.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Выпуск молний, газет, листовок, памяток, буклетов.
Мониторинг уч-ся.
Анкеты для родителей
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов выпускник начальной школы имеет:

знания о ценности своего здоровья и здоровья других людей
знания о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей
знания о важности спорта и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
знания о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье
отрицательную оценку неподвижного образа жизни, нарушения гигиены
понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека
знания по соблюдению правил гигиены и здорового образа жизни

Целью работы над данной проблемой является:повышение эффективности процесса обучения у младших школьников за счет средств здоровьесберегающих технологий.

Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Задачи:

-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

-обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;

-добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

— воспитывать у учащихся любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности, осуществляю синтез с другими педагогическими технологиями по следующей структуре:

Правильная организация урока:
-дозировка учебных нагрузок;

— чередование видов работы;

— проведение физминуток;

— проветривание;

— правильное освещение

2. Обстановка комфорта:

— эмоциональное равновесие учителя;

— использование терминологии с учётом сензитивности.

3. Применение личностно — ориентированного обучения;

4. Применение развивающих технологий:

-проблемное обучение;

-развитие творческого потенциала личности

Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Весь процесс обучения выстраиваю через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка.

Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

С целью повышения уровня учебно – воспитательного процесса постоянно на уроках провожу физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вношу игровых ситуаций.

Включила в свою практику следующее:

Организация обучения в режиме «динамических поз».
Этот прием необходим для сохранения правильной осанки у детей.

Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности. Она направлена на сохранение остроты зрения у детей.
В начале учебного года при помощи медицинского работника проверяю зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определяю рабочее место каждого ученика в классе. Каждую четверть учащихся пересаживаю на разные ряды, чтобы поменять угол видимости с доски.

Для профилактики простудных заболеваний использую закаливание и прогулки на свежем воздухе. Мы с ребятами ежедневно проводим подвижные игры на улице. Начиная с осени, привлекаю внимание детей к одежде: ведь она должна соответствовать сезону и не мешать выполнению активных движений во время игры.

Считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности. На данный момент в моем классе 100% успеваемость. Исследования школьного психолога показали, что уч-ся в школу идут с хорошим настроением.

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.

На протяжении четырех лет классные часы проводятся по следующим темам:

— здоровье и здоровый образ жизни;

— режим дня,

— основы правильного питания;

— значение физкультуры и закаливания;

— вредные привычки;

— нравственное воспитание;

— безопасность в доме, на улице, на дорогах;

— детский травматизм;

— профилактика заболеваний;

Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны : в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Важное место в плане работы занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.

(Приложение)

Систематически класс участвует в школьных мероприятиях по формированию здорового образа жизни: «День здоровья», «Малые олимпийские игры», «Самый спортивный класс», «Папа, мама, я-спортивная семья», «Спортивные эстафеты», где часто занимает призовые места. С удовольствием участвуем в городском конкурсе «Олимпионик» (Приложение…) Родители привлекаются к проведению классных часов. Успешно участвуют в различных праздниках, КВНах, конкурсах, спортивных соревнованиях, туристических походах. (Приложение…) Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов.

В данном классе 84% учащихся посещают секции и кружки.

За время обучения в начальной школе возросло количество учащихся, посещающих различные кружки и секции Диаграмма

Хочется надеяться, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне учащихся. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.