Автор: Лопатина Светлана Владимировна
Образовательное учреждение: МБОУ «Школа №18»
Населенный пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий для начальной школы.
Раздел библиотеки: Статьи
Дата публикации: 02.04.2019
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В 2017-18 учебном году набрала 1 класс и столкнулась с такой проблемой: учащиеся невнимательные, сонные, неряшливо одеты. В течение 1 четверти провели со школьным врачом обследования учащихся. Были сделаны выводы, что у 70% отклонения в здоровье: недостаток веса, плохое зрение, нарушение осанки. Проведя собрание, на котором родители ответили на вопросы анкеты, пришла к выводу, что они недостаточно осведомлены о правилах здорового образа жизни.
Диаграмма
Всю работу по данной проблеме разделила на этапы. Каждый этап включает в себя содержание и сроки реализации.
Iэтап — Подготовительный.Аналитико-диалогический:
Мониторинг с целью выявления отклонений в состоянии здоровья.
Анкетирование родителей.
II этап — Основной.Организационный:
Организация учебных занятий.
Внеурочная деятельность.
Работа с родителями.
Работа с психологом, врачом.
Взаимодействие с педагогами школы.
IIIэтап — Заключительный.Результаты работы:
Проекты.
Участие в школьных и городских конкурсах.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Выпуск молний, газет, листовок, памяток, буклетов.
Мониторинг уч-ся.
Анкеты для родителей
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов выпускник начальной школы имеет:
знания о ценности своего здоровья и здоровья других людей
знания о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей
знания о важности спорта и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
знания о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье
отрицательную оценку неподвижного образа жизни, нарушения гигиены
понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека
знания по соблюдению правил гигиены и здорового образа жизни
Целью работы над данной проблемой является:повышение эффективности процесса обучения у младших школьников за счет средств здоровьесберегающих технологий.
Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Задачи:
-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
-обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;
-добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
— воспитывать у учащихся любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности, осуществляю синтез с другими педагогическими технологиями по следующей структуре:
Правильная организация урока:
-дозировка учебных нагрузок;
— чередование видов работы;
— проведение физминуток;
— проветривание;
— правильное освещение
2. Обстановка комфорта:
— эмоциональное равновесие учителя;
— использование терминологии с учётом сензитивности.
3. Применение личностно — ориентированного обучения;
4. Применение развивающих технологий:
-проблемное обучение;
-развитие творческого потенциала личности
Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Весь процесс обучения выстраиваю через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка.
Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
С целью повышения уровня учебно – воспитательного процесса постоянно на уроках провожу физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вношу игровых ситуаций.
Включила в свою практику следующее:
Организация обучения в режиме «динамических поз».
Этот прием необходим для сохранения правильной осанки у детей.
Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности. Она направлена на сохранение остроты зрения у детей.
В начале учебного года при помощи медицинского работника проверяю зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определяю рабочее место каждого ученика в классе. Каждую четверть учащихся пересаживаю на разные ряды, чтобы поменять угол видимости с доски.
Для профилактики простудных заболеваний использую закаливание и прогулки на свежем воздухе. Мы с ребятами ежедневно проводим подвижные игры на улице. Начиная с осени, привлекаю внимание детей к одежде: ведь она должна соответствовать сезону и не мешать выполнению активных движений во время игры.
Считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности. На данный момент в моем классе 100% успеваемость. Исследования школьного психолога показали, что уч-ся в школу идут с хорошим настроением.
В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.
На протяжении четырех лет классные часы проводятся по следующим темам:
— здоровье и здоровый образ жизни;
— режим дня,
— основы правильного питания;
— значение физкультуры и закаливания;
— вредные привычки;
— нравственное воспитание;
— безопасность в доме, на улице, на дорогах;
— детский травматизм;
— профилактика заболеваний;
Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны : в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Важное место в плане работы занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.
(Приложение)
Систематически класс участвует в школьных мероприятиях по формированию здорового образа жизни: «День здоровья», «Малые олимпийские игры», «Самый спортивный класс», «Папа, мама, я-спортивная семья», «Спортивные эстафеты», где часто занимает призовые места. С удовольствием участвуем в городском конкурсе «Олимпионик» (Приложение…) Родители привлекаются к проведению классных часов. Успешно участвуют в различных праздниках, КВНах, конкурсах, спортивных соревнованиях, туристических походах. (Приложение…) Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов.
В данном классе 84% учащихся посещают секции и кружки.
За время обучения в начальной школе возросло количество учащихся, посещающих различные кружки и секции Диаграмма
Хочется надеяться, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне учащихся. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.