Эффективные методы формирования учебных навыков.

Автор: Тимофеева Людмила Алексеевна

Образовательное учреждение: ГКОУ «Волжская школа №1»

Населенный пункт: г Волжский, Волгоградская область

Тема: Эффективные методы и приёмы формирования учебных навыков и БУД у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в начальной школе.

Раздел библиотеки: Статьи

Как известно, уроки математики являются очень трудным для детей с У.О.

Основные задачи начальной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в полезном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Что бы ребёнок хорошо усваивал программный материал, его надо подготовить, у него необходимо развивать психофизиологические функции и различные стороны мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Обучая математике учащихся с легкой умственной отсталостью, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировки. Знания, полученные учащимися, должны быть осознанными.

Что бы выполнить эти задачи мы используем:

Методы обучения те же, что и у детей с нормой развития:

Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Игра — выступает как самостоятельный метод обучения.

В обучении математике наиболее широко используются дидактические игры.

Игры с цифрами и числами
Игры путешествие во времени
Игры на ориентировку в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на развитие мышления, памяти, внимания.
Характерные особенности практического метода:

— выполнение разнообразных практических действий;

— широкое использование дидактического материала;

— выработка навыков счета, измерение и вычисления;

— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Наглядные и словесные методы при формировании математических представлений, умений и навыков не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

Этим детям необходима наглядно-деятельсностная основа.

Формируя у умственно отсталых учащихся на наглядной и наглядно-деятельсностной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи развития наглядно-деятельностного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей.

На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корректируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий.

На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, конструирование и др.) корректируются недостатки моторики ребенка.

Приёмы работы на уроках математики:

Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец учителя.
Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений.
Пояснения, разъяснения, указания.
Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Вопросы к детям.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение.
В ходе формирования математических представлений у детей с УО выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.

Приемы наложения и приложения.
Обследования формы предмета.
«Взвешивание» предмета «на руке».
Моделирование.
Экспериментирование.
Контроль и оценка.
Однако, основу образовательного процесса на уроке математики с УО детьми для успешного освоения программы, составляют коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном, программном материале, которые предлагаются на каждом уроке.

Коррекционно-развивающие задания применяются для активного упражнения детей, подтягивания и дальнейшего развития неготовых физиологических и психофизиологических функций, значимых для успешного усвоения программы по математике. Они должны подбираться так, что бы из репродуктивных, предусматривающих их выполнение по закреплённому правилу или усвоенному алгоритму, в продуктивные, предполагающие активные самостоятельные действия учащихся.

Коррекционно-развивающие учебные задания могут быть использованы при фронтальной, групповой и индивидуальной работе с детьми в течение длительного времени, при одном обязательном условии: они должны соответствовать содержанию коррекционно-развивающих и образовательных программ и отличаться друг от друга степенью сложности.

Коррекционно-развивающие учебные задания должны составляться, с одной стороны, в порядке усложнения их видов, с другой – в большинстве видов заданий должны быть обозначены варианты усложнения, что позволит и сильному, и слабому ученику выполнить задание на актуальном для него уровне развития, а учителю – определить актуальный уровень развития каждого ребёнка.

В случае, когда решается общая для всех учебная задача и выполняется всеми учащимися одно учебное задание для её решения, или, когда ребёнок не может самостоятельно выполнить его, предусматривается оказание дифференцированной педагогической помощи(стимулирующей, направляющей и обучающей), обозначающей разные степени и качество вмешательства педагога в работу ребёнка.

Стимулирующая помощь оказывается в форме словесного одобрения ребёнка, необходимого ему для самоорганизации, мобилизации внимания, а также на указание на наличие ошибки в работе и необходимости её проверки.

В случаях затруднения ребёнка в определении средства или способов деятельности, ему предлагается направляющая помощь или в форме таблиц, наглядных опор, отражающих способ решения задачи, или в форме подсказок, как сделать первый шаг на пути её решения, наметить план действия.

Обучающая помощь предполагает непосредственные указания или показ ребёнку, что и как надо делать для того, чтобы выполнить задание или исправить ошибку, или выполнение вместе с ребёнком задания.

Выбор типа и вида коррекционно-развивающих учебных заданий, их содержание и количество на уроке должно определяться уровнем развития детей, программными требованиями на том или ином этапе их обучения, целевой соотнесённостью заданий с конкретными задачами, которые предстоит решить педагогу, успешностью продвижения учащихся в личностном и интеллектуальном развитии.

Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое дело до конца.

Обучение математике способствует решению и воспитательных задач. Материал арифметических задач, заданий по нумерации и по другим темам содержит сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране. Это расширяет кругозор учащихся, способствует воспитанию любви к Родине.

Подготовка учащихся к жизни, трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

Овладение умением счета, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.