Экологическая направленность в логопедических занятиях.

Автор: Кунчий Марина Леонидовна

Образовательное учреждение: ГБДОУ (детский сад) №8

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Экологическая направленность в логопедических занятиях.

Раздел библиотеки: Статьи

Аннотация. Рекомендации по развитию связной речи на основе материала экологической направленности в контексте образовательной области «Познание», адекватной требованиям ФГОС.

Ключевые слова: Связная речь, познавательно-речевое развитие, дети — логопаты, фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие.

Практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить, форму и содержание обучающих занятий и для этого мы предлагаем использовать материал экологической направленности. Дать дошкольникам знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

Следуя содержанию образовательной области «Познание» наша работа направлена на развитие у детей познавательных интересов, интеллекту-ального развития, через расширение представлений детей о природе, решая проблему формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привле-кают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Наблюдения, увиденные и подсмотренные в природе дают дошкольникам знания о ней, создают положительную мотивацию к обучению и, совмещая ознакомле-ние с окружающей природой и работу над развитием связной речи мы оптимизируем учебный процесс.

Связную речь определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

В работе с детьми-логопатами без тщательной отработки структуры предложения невозможно полноценное развитие связной речи. Дошколь-ники 5-6 лет уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в описательных рассказах, пересказах, рассказах по серии картин. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Работа по развитию связной речи (диалогической и монологической) проводится на специальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи логопедом. Воспитатели логопедической группы закрепляют навыки на своих занятиях по развитию речи и в свободной деятельности детей.

Для реализации поставленных целей мы используем следующие методы: наблюдения, игры, упражнения, беседы, объяснения. Все занятия имеют традиционную структуру, наполняемую разным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей.

Часть I — организационный момент. Его цель – настроить детей на дальнейшую работу.
Часть II – основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
Часть III – заключительная. Предполагает оценку деятельности детей, подведение итогов занятия.
Обязательное использование иллюстративного материала (картинок), что помогает детям составлять рассказы и отвечать на вопросы без помощи взрослых.

Мы предлагаем фрагмент занятия по развитию связной речи по теме: «Описательные рассказы по плану-схеме»

Задачи: Учить составлять связное высказывание, ориентируясь на план-схему; уточнить признаки осени; развивать зрительное внимание;

Материал: карточки-схемы.

Содержание организационной деятельности детей.

I.Организационный момент.

Задание: Назвать приметы осени.

II Основная часть.

1.Актуализация полученных знаний. Вопросы:

— Какое сейчас время года? — Какие осенние месяцы вы знаете? — Какой бывает осень?

2. Сообщение темы занятия.

Педагог. Сегодня на занятии мы будем составлять рассказы об осени. Чтобы легче было составить рассказ и ничего не пропустить, нам нужен план-схема.

3.Составление плана-схемы.

Педагог. Что такое план? Что такое план-схема? Вспомните признаки осени. К каждому признаку подбирается определенная схема.

4.Составление описательных рассказов по плану-схеме.

5.Динамическая пауза-игра с мячом.

Листья падают – листья какие? …(падающие).

Дождь моросит -..

Листья шуршат — ..

Грязь под ногами хлюпает -..

Листья шелестят — ..

Насекомые прячутся — …

Птицы улетают — …

Тучи хмурятся — ..

Люди одеваются — …

Лужи замерзают — …

К зиме звери готовятся -…

III Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.