Экспериментирование в детском саду.

Автор: Романова Анастасия Дмитриевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ № 26

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Экспериментирование в детском саду.

Раздел библиотеки: Статьи

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты. Такие опыты не требуют специального оборудования и дорогих материалов в ДОУ и дома. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности. Это позволяет им научиться логически мыслить, анализировать и делать выводы. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они необычные, захватывающие все внимание детей, а самое главное дети проделывают их сами. Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность и пытливость ума.

В 3-4 года нужно начинать экспериментирование с детьми с окружающими предметами, которые ребенок может подержать в руках и потрогать: песком, водой, снегом, ветром. Явления природы привлекают детей своей красотой и разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой внутренний мир, опыт, на котором основывается его дальнейшая жизнь.

Считаю важным при проведении опытов задействовать все органы чувств ребенка. Большую радость доставляет детям угадывание предметов в «Чудесном мешочке», нравится очень игра «Узнай по запаху». Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы. Из этого они узнают, что:

воздух прозрачный, он может двигать предметы и движется сам;

вода умеет испаряться, умеет литься и замерзать. она также прозрачна, не имеет формы и с помощью красителей может менять цвет;

бумага мокнет, рвется, мнется, бумагу можно покрасить;

песок сыплется, может принимать форму сосуда.

Также можно выделить главные задачи экспериментирования:

— создание условий для получения детьми представлений о различных сторонах изучаемого объекта;

— способствовать формированию у детей самостоятельности;

— способствовать накоплению умственных умений детей;

— способствовать обогащению памяти ребенка;

— способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

— способствовать развитию речи детей посредствам обогащения словарного запаса.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

Постановка задачи.

Поиск путей решения задач.

Уточнение правил безопасности в ходе экспериментирования.

Проведение опытов соблюдая технику безопасности.

Фиксация наблюдений с помощью рисунков и схем.

Обсуждение результатов.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В нашем уголке имеются: различные магниты, микроскоп, скрепки, камни, песок, гвоздики, винтики, пипетка, пробирки, вата, бинт, земля, семена, различные крупы, ракушки, срезы дерева, пуговицы.

Таким образом опираясь на свой опыт, делаю вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Экспериментирование облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.