Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда?

Автор: Тарасенкова Юлия Владимировна

Образовательное учреждение: МАОУ детский сад №125

Населенный пункт: г. Калининград, Калининградская область

Тема: Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда.

Раздел библиотеки: Статьи

С введением новых Федеральных государственных требований, регламентирующих организацию образовательного процесса, необходим новый подход в организации коррекционно – образовательного процесса для детей с ОВЗ, разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы всех участников коррекционно – образовательного процесса.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта, формирование интегративных качеств и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Успешная реализация коррекционно – образовательной программы возможна только при создании единого коррекционного пространства вокруг ребенка с различными речевыми нарушениями речи совместными действиями различных специалистов. Однако нельзя забывать, что успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.

Задача учителя – логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Сотрудничество учителя – логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. В индивидуальных тетрадях ребенка логопед записывает домашнее задание исходя из изученного программного материала 1 – 2 раза в неделю.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Вовлечение родителей в коррекционно – образовательный процесс – одна из задач учителя – логопеда. Помощь родителей обязательна и очень важна, так как именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребенка, и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые в коррекционно – образовательной деятельности навыки.

Вот несколько советов родителям, как работать с детьми дома по заданию учителя – логопеда:

1. Проводить выполнение заданий в спокойной доброжелательной обстановке, учитывая настроение и желание ребенка.

2. Домашние задания выполнять не в один приём. А разделить на части (по10-15 минут работы).

3. Проводить выполнение заданий лучше в игровой форме, обыгрывая их.

4. Выполнение задания лучше проводить в одно и тоже время, это дисциплинирует ребенка, вырабатывает чувство ответственности.

5. Отмечайте каждый успех ребенка, хвалите его, это повышает мотивацию к продолжению выполнения задания.

6. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом по 5 – 7 минут.

7. Задание по автоматизации звуков выполняются ежедневно по 5- 7минут 2 – 3 раза в день.

8. Задания по закреплению лексических тем, грамматического строя речи (упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов) необходимо выполнять по 10 – 15 минут 2 – 3 раза в неделю.

9. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов. Не выполняйте задание за ребенка, а вот наводящие вопросы бывают ребенку необходимы.

10. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов ребенок должен выполнять сам, но под обязательным контролем родителей.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.