Коррекция агрессивного поведения детей.

Автор: Галушко Марья Валерьевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ д/с №96 Петроградского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Коррекция агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 11.04.2019

В данной статье изложен многолетний опыт работы по коррекции агрессивного поведения дошкольников. Выбор темы является актуальным, так как повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

В своей повседневной работе каждый педагог сталкивается с детской агрессией. Действительно ли агрессия и действительно ли в мире добра, как мы того хотим для наших детей. Именно в этом ключе мы и будем рассматривать данную тему.

Прежде всего, необходимо определится с понятиями «агрессия» и «агрессивность», которые путают очень часто родители и воспитатели. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению.

Агрессию нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она выполняет еще и защитную функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.

Актуальность темы очевидна. Как показывает опыт практической деятельности у родителей и воспитателей увеличиваются жалобы на проявление детской агрессивности, которая может выражаться в виде драк, ссор, криков. Воспитателям и родителям приходится нелегко с такими детьми, они не знают, как поступить с агрессивным ребенком. Таким образом, необходимо более глубокое изучение особенностей агрессивного поведения детей дошкольного возраста, с целью профилактики и коррекции.

В современной литературе предлагают самые разнообразные классификации агрессии. Одна из наиболее распространенных предложена такими авторами как А.Басс и А.Дарки. Они выделяют пять видов агрессии: физическая агрессия (использование физической силы против другого лица), косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки, крики в толпе, топание и т.д.), вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.), раздражение (вспыльчивость, грубость), негативизм (оппозиционная манера поведения).

Можно выделить следующие причины этого явления.

Нарушение процессов социализации в раннем возрасте. Ребенок не может попросить игрушку, наладить контакт с другими детьми, договориться, отвечает агрессией на агрессию, так как не знает других способов выражения своих чувств.

Низкий уровень развития процессов саморегуляции, произвольного поведения. Детям до семи лет трудно контролировать свое поведение, это связано с возрастными особенностями.

Повышенная возбудимость нервной системы, особенности темперамента ребенка могут предрасполагать к проявлению агрессии.

В дошкольном возрасте на появление агрессивного поведения самое большое влияние оказывает семья, особенно если в семье неблагоприятный психологический климат. Если родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку или друг другу, вероятнее всего, что ребенок примет агрессивную модель поведения в жизни.

С другой стороны, наоборот, родители могут не обращать внимания на агрессивное поведение своего ребенка, не контролировать его, запрещать любые формы проявления гнева, подавлять его негативные эмоции, ребенок начинает вести себя по подражанию, это в свою очередь формирует у него неправильную модель поведения. Огромную роль на становление агрессивного поведения в дошкольном возрасте играют средства массовой информации. Сцены насилия, передачи и мультфильмы, где показывается физическая и вербальная агрессия откладывают негативный отпечаток на развитие психики ребенка.

Выявляя агрессивных детей в дошкольном образовательном учреждении, следует помнить, что главная задача это не постановка диагноза, не навешивание ярлыка «драчуна», а прежде всего оказание своевременной помощи нуждающемуся ребенку.

Такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование родителей и воспитателей, а так же использование проективных методик, рисуночных тестов помогают выявить детей склонных к проявлению агрессии, с целью дальнейшей коррекции.

Существует много методов коррекции агрессивного поведения. Наиболее эффективными является игровая терапия. Демонстрация возможных игр, направленных на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом, например, игра «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет) предложите детям поругаться, но не плохими словами, а… овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.; «Уходи, злость, уходи!» (для детей с 4 лет) играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!»

Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты).

На снижение мышечного и эмоционального напряжения, например, упражнение «Цветок», ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком». Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.

На развитие навыков волевой регуляции, например, игра «Черепахи» дети встают по одну сторону ковра. Взрослый встает напротив них по другую сторону ковра. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте без движения запрещается!

На формирование уверенного поведения, повышение самооценки. Например, игра «Врасти в землю». Ведущий произносит: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Запомни свои ощущения в этой позе уверенности».

Использование метода тематической беседы. Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства других людей. Например, спросите ребенка, много ли он знает чувств. На что они похожи, какого цвета, звука, запаха…Если ему кажется, что много, предложите ему сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу (можно играть вдвоем с ребенком или пригласить поучаствовать и других членов семьи, что будет не только интересно, но и показательно в плане их знаний и интереса к внутреннему миру). Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся — самый большой знаток чувств в вашей семье! Можно установить для него какой-нибудь приз, например самый вкусный кусок пирога за ужином (или еще какое-нибудь семейное удовольствие).

В работе с агрессивными детьми очень хорошо использовать терапию посредством рисунка. Она направлена на развитие способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, например, попросите ребенка мысленно представить себе агрессивного человека: как он выглядит, как ведет себя, как разговаривает, как ходит. Теперь можно попробовать отразить эти представления на бумаге — пусть ребенок нарисует портрет агрессивного человека. Когда рисунок будет закончен, поговорите о том, что там изображено. Почему ребенок именно так нарисовал агрессивного человека, какие его качества он хотел подчеркнуть в этом портрете? Спросите также, что вашему сыну или дочери нравится в нарисованном человеке, за что его можно уважать. А что, напротив, не нравится, что хотелось бы изменить? Почему этот человечек агрессивный? Поинтересуйтесь, как, по мнению ребенка, к агрессивным людям относятся окружающие? Как он сам к ним относится? Либо попросить нарисовать свой гнев и разорвать его на маленькие кусочки.

Как известно, дети очень любят слушать сказки. Поэтому сказкотерапия – замечательный способ для работы с детьми, у которых отмечаются эмоционально-волевые нарушения. Коррекционная сказка помогает сформировать адекватную самооценку. Например, сказка про то, как злость Танечку и Ванечку в плен поймала: «Жили-были веселые дети Танечка и Ванечка. Все их очень любили: и мама с папой, и воспитательница, и ребята в детском саду. Но как-то раз они вышли гулять во двор, налетела тут откуда-то злая туча и захватила Танечку и Ванечку в плен. А назывался тот плен «Королевство Злючек». И все, кто попадал в то королевство, тут же становились злыми и некрасивыми. И Танечка с Ванечкой злыми стали, научились кусаться, плеваться, драться и даже ногами пинаться. И даже обзываться они научились. Но злая туча еще большее зло для наших ребят придумала. Она возвратила их обратно в свой двор, но расколдовывать не стала. И что тут началось! Танечка с Ванечкой на маму злятся. У папы потихоньку компьютер ломают. А ребят в детском саду то обзовут, то стукнут, а иногда и стукнут и обзовут сразу. Был у Танечки с Ванечкой лучший друг Паша. Решил Паша победить злую тучу, собрал все свое оружие и вызвал ее на бой. Подошла тут к Паше добрая волшебница — воспитательница Татьяна Кирилловна и сказала: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь». «А чем же мне победить зло?» — растерялся Паша. «Злого надо полюбить, чтоб о зле он мог забыть», — ответила ему мудрая воспитательница».

Опыт показывает, что работа с мягким материалом (пластилин, тесто) и песком тоже способствует снятию агрессивных состояний, помогает избавиться от лишнего напряжения и позитивно влияет на эмоциональное состояние детей.

В каждом дошкольном образовательном учреждении существует подобная проблема, которую необходимо решать.

Любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей и воспитателей. Эту работу желательно проводить в двух направлениях. Прежде всего, информировать о проблеме, говорить о последствиях. Обучать родителей и воспитателей эффективным способам общения с ребенком. Им может быть рекомендовано следующее: быть последовательным в воспитании, внимательным к нуждам ребенка, вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребенка, все вводимые запреты должны высказываться в тактичной форме, давать возможность ребенку выплескивать свой гнев в приемлемой форме, на неодушевленные объекты, показывать личный пример эффективного поведения, стараться не допускать при ребенке вспышек собственного гнева, наказывать ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка и не стесняться лишний раз пожалеть, приласкать, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.

Твердое, но благожелательное отношение педагога, положительный пример других детей и, конечно, контакт с семьей воспитанника – залог успеха.

Список литературы

М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-Спб.: Изд-во «Речь», 2007.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2009.
Корниенко А.А. Детская агрессия: Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. 2-е изд. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017.
Лучинкина А.И. Расслабляющие и успокаивающие игры для детей от 3-х до 6-ти-Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.- Спб.: Детство-пресс, 2010.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей.3-е изд..-М.: Генезис, 2016.