Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС.

Автор: Аксентьева Вера Павловна

Образовательное учреждение: МБОУ «Оёрская СОШ» — филиал МБОУ»Тохойская ООШ»

Населенный пункт: с. Тохой, Республика Бурятия

Тема: Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС.

Раздел библиотеки: Статьи

О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Однако, насколько в условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам? Какие технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации?

Личностно-ориентированное обучение и его особенности

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

В последние годы произошла смена доминант в обучении от общественного заказа на уровень образования личности к индивидуальной потребности каждого человека соответствующего собственным запросам уровня образования. Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов в педагогике»: от обучения как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Признание ученика главной фигурой в обучении, составляет основу личностно-ориентированного обучения. Это связано с новым взглядом на личность:

— ребенок – личность, которая живет сейчас;

— личность — субъект в педагогическом процессе;

— личность – цель образования;

— приоритетные качества личности –это важные этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, …)

Личностно-ориентированное обучение базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Основные идеи личностно-ориентированного обучения:

— дети приходят к знаниям из своего личного опыта и от общения с окружающим миром;

— уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;

— создание возможности выбора;

— учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;

— организация среды деятельности школьника;

— развитие чувства общности (делиться местом в круге, вниманием, участвовать конструктивно в работе, вовлекать в деятельность других, быть доброжелательным, сотрудничать, разрешать конфликты);

— самостоятельность и ответственность;

— индивидуализация;

— родители – участники процесса

— видеть в ученике уникальную личность;

— создавать ситуацию успеха, поддержки, учиться победно (все дети талантливы);

— исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки);

— предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его).

Учение без принуждения осуществляется через:

— требовательность, основанную на доверии;

— учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием;

— замена принуждения желанием, рожденным от успеха;

— ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

— применение косвенных требований через коллектив.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?

— Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

— Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса — администрации, учителей, учеников, родителей.

— В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.

Личностно-ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения, ученик:

— получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

— вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

— учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

— учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Все это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.

Личностно-ориентированная система, опираясь на то, что личность — это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, создает оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.

Психологами доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.

Первый — это уровень актуального развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет об уровне подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.

Второй — это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.

Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т. д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.

Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой.

Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности

Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.

Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.

Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; дать совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой.

Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.

У всех детей разные способности, интересы, возможности. И учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал. Для этого требуется помочь им поставить и достичь свои учебные цели, проявить и развить личностные смыслы обучения. Все это может показаться невероятно трудным и почти невозможным, особенно, если иметь в виду, что делать это необходимо одновременно для всех школьников в рамках общего для всех урока …

Однако многое из этого возможно уже сегодня, на обычных уроках обычных учителей.

Урок, ориентированный на школьника:

— знания детей являются отправной точкой и дают информацию процессу обучения;

— запросы и знания ученика уравновешиваются возможностями и уровнем подготовленности учителя;

— учитель придает учебному процессу увлекательный, эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей детей;

— обучение создает продукт деятельности.

Основные особенности личностно-ориентированного урока:

— приоритет диалогических форм учебной деятельности; — организация сотрудничества учителя и учеников (не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы);

— доброжелательность в общении, взаимоуважение;

— открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;

— взаимность обратной связи без боязни самовыражения;

— содействие успешности учащихся в разных видах деятельности (создание ситуаций успеха);

— приоритет конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность деятельности ученика в противовес контролирующей функции (продумывание возможности самоуправления детей);

— взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватности самооценки действий, развития, результатов (обмен мнениями, оценками);

— поиск альтернативных путей овладения информацией; — создание проблемных, трудных ситуаций.

При подготовке личностно-ориентированного урока необходимо:

— конкретизация общей цели на отдельных этапах урока;

— подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность школьников по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение;

— разные формы организации учебной деятельности (чередование видов и форм работы);

— продуктивная деятельность учащихся;

— использование разных форм общения;

— использование субъектного опыта детей;

— коррекция работы;

— внимание к процессу, а не только к результату.

Проведение личностно-ориентированного урока предполагает:

— использование разнообразных форм и методов обучения;

— создание атмосферы заинтересованности;

— поощрение стремления учеников предлагать свой способ работы;

— создание условий для выбора содержания и деятельности;

— создание условий для делового общения;

— подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось);

— анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;

— давать рекомендации по выполнению домашней работы.

Критерии анализа личностно-ориентированного урока:

— создание положительных эмоций в начале урока;

— сообщение не только темы, но и организационных форм;

— гибкая организация учебной деятельности школьников;

— стимулирование учеников к выбору различных способов учения;

— использование разнообразного дидактического материала;

— активизация субъектного опыта детей;

— организация общения детей;

— анализ ответов учащихся;

— работа с классом, направленная на привлечение всех детей к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном.

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:

1. повысить мотивированность учащихся к обучению;

2. повысить их познавательную активность;

3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т. е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

8. отследить динамику развития учащихся;

9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.