Логоритмика и физическое развитие в ДОУ.

Автор: Носикова Неля Григорьевна

Образовательное учреждение: МКДОУ ЦРР — детский сад №18 г.Россоши

Населенный пункт: г. Россошь, Воронежская область

Тема: Логоритмика и физическое развитие в ДОУ.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 05.04.2019

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем. Одна из основных причин — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов, игрой в компьютер. Так же очень актуальна проблема развития речи у дошкольников.

Цель работы: помощь детям с нарушениями речи. Такую помощь, в условиях детского сада можно оказать на музыкальных и физкультурных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения.

Логопедическая ритмика в физическом воспитании развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения могут выполнять с детьми и учитель – логопед, и музыкальный руководитель, и инструктор по физкультуре, и воспитатель.

С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.

Тематика игровых упражнений может быть различна, в соответствии с

2

комплексно – тематическим планированием, например, «Осенний лес», «Лесные звери», «В гости в сказку», «Зима», «В гости к елочке», «В снежное царство», «Наша армия», «Космонавты», «Весна», «Поезд».

На первых занятиях дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последующих занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений. Чтобы интерес к занятию не угасал, можно заменять или дополнять словесно-двигательный материал. Дети выполняют все занимательные упражнения поточным способом.

Элементы логоритмики в вводной части занятия формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность, а упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова, например: «Фыр!» — лошадка фырчит, «Мур!» — кошечка поет, «У-у-у!» — гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» — поет петушок, «Х-ш-с!» — звуки леса и другие, одновременно выполняя двигательные упражнения. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.

Игры и игровые упражнения со словесным сопровождением в сочетании с движениями хорошо использовать в заключительной части занятия. Они помогают успокоить, привести организм в соответствующую норму после двигательной активности, сплачивают детский коллектив, помогают освободиться детям от своих комплексов.

В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей,

3

хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Таким образом, использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.

Эффективность работы в данном направлении возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ и систематическом применении.