Мастерская речевого творчества.

Автор: Шилова Лариса Владимировна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №196 Кировского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Мастерская речевого творчества.

Раздел библиотеки: Статьи

Одной из задач, стоящих перед воспитателем, является духовно – нравственное развитие детей. Всем известно, что большую ценность для духовно-нравственного воспитания человека представляет собой творчество. Я хочу остановиться на речевом творчестве дошкольников. Развитие речевого творчества детей – одно из направлений моей работы, на который я делаю особенный акцент.

Дети дошкольного возраста – большие « словотворцы», в чём я постоянно убеждаюсь на практике.

«Это не твоя игрушка, она всехлюдная!» (т. е. общая), — объясняет Лерочка.

« А у меня на колготках – рваность» — показывая дыру, говорит другая девочка.

О том, что дети необыкновенно одарены в речевом творчестве, говорили ещё Л.Н. Толстой и В.А. Сухомлинский. «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских детей» — писал Л. Н Толстой.

Но нельзя путать понятия «словотворчество» и речевое творчество. Для словотворчества у ребёнка в пассивном словаре обязательно есть образец, по которому и построено его новое слово. Речевое же творчество – это самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций и здесь нужна целенаправленная, поэтапная работа, соответствующая возрастным особенностям ребёнка. Наблюдения, беседы, использование возможностей словарной работы. Неоценима роль произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок. Очевидно, что речевое творчество находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений ребёнка и его жизненного опыта.

Первые « творения» появляются уже у детей среднего дошкольного возраста к середине – концу учебного года. Конечно, это ещё первые робкие шаги в творчество; но дети уже могут сочинить загадку, описать предмет или явление , составить небольшое повествование ( правда, по наводящим вопросам воспитателя). В старшем дошкольном возрасте у детей появляются более содержательные рассказы уже из личного опыта, дети могут пофантазировать, продолжив, например, начатую мною сказку. В подготовительной группе творческий процесс, как говорится, « идёт полным ходом». Дети придумывают сказки, сочиняют загадки, повествуют о пережитых событиях из личного опыта. О разнообразии детских творческих работ говорят названия созданных совместно с детьми альбомов: « Вот какая мама», « Загадки от Алёнки», «Небылицы в лицах», «Наши любимые питомцы», « Прогулка по…», « День Победы», « Мой друг», « Мой выходной день» и много других.

Большую помощь в составлении таких альбомов оказывают родители наших воспитанников.

Свою статью хочу закончить словами Джанни Родари: «Если Вы хотите научить детей думать, научите их сначала придумывать».