Межвозрастное общение младших школьников и формирование гуманистического поведения

Формирование личности человека является актуальной проблемой на любом этапе развития общества. Необходимым условием его гармоничного развития выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез нравственного сознания, чувств и поведения.

В особый период начальной школы ребёнок легко раним, является социально не адаптированным, находится в, очень подвижной, стадии эмоционального и духовно — нравственного становления. Образы антигуманного поведения, изобилующие в обществе и подтверждённые в средствах массовой информации, к которым у детей есть неограниченный доступ, оказывают негативное влияние на формирование и становление личности подрастающего поколения. В этой связи, во всём многообразии воспитательных аспектов, следует обратить внимание на гуманистическое воспитание, которое необходимо  осуществлять с раннего возраста. В возрасте 5-8 лет доброжелательное отношение ребёнка к окружающим людям имеет основу в таком чувстве, как симпатия.

Чувство симпатии это чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо, такое определение даёт психологический словарь. Дети же чаще всего трактуют симпатию, как  своё отношение к другому человеку, нравится он мне или нет. Развивая это чувство  у детей, можно успешно влиять и на становление их личных взаимоотношений.

Способов формирования и развития гуманистического поведения младших школьников современной педагогической науке и практике известно много, но хотелось бы остановиться на одном из способов —  способе организации межвозрастного общения детей. Содержание отношения к детям, которые младше всего на год или два у детей третьего-четвёртого класса отличается от содержания отношения к сверстникам. Забота и ответственность за младших (за маленьких) – вот, что выступает на первый план. При этом дети занимают позицию старшего, который знает и умеет больше, использует приобретённые знания и умения для того, чтобы помочь или сделать что-то полезное и приятное тем, кто сам того еще не может, в силу своего возраста. Эта позиция существенно влияет на представления старших детей о самих себе и является плодородной почвой для педагогов-воспитателей при формировании и развитии гуманистических чувств ребёнка.

На первом месте в организации межвозрастного общения детей стоит его практическая реализация. В первую очередь детей необходимо познакомить и как один из вариантов можно рассматривать организацию любого праздника, где общение и знакомство детей будет происходить в «привычной» обстановке: выполнение несложных конкурсных заданий ведущего праздничного мероприятия, исполнение всем известной песни, танца и т.п. Довольно действенной формой общения детей, является изготовление для младших детей на уроках труда подарков – это могут быть закладки для книг, красочные обложки для дневников, ёлочные игрушки к новому году. Дарить подарки – это всегда приятно! Цель — учить детей доставлять радость другим, заслуживать их благодарность и в то же время чувствовать себя более взрослыми и умелыми. Младшие дети в результате так же получают воспитательные аспекты, у них появляются симпатии и интерес к старшим, проходит стеснение и они проявляют готовность общаться с ними и по другим поводам. Следующим этапом может стать совместное изготовление подарков, но уже для людей старшего поколения, где помощь малышам будет уже предметной – помочь склеить, показать как складывать, успокоить расстроенного ребёнка.

Подвижные и ролевые игры, так же являются формой общения. Здесь предпочтение следует отдать подвижным играм, так как сюжетно-ролевых, успешному общению и взаимодействию мешают некоторые различия в уровне развития и игровых возможностях. Можно дать возможность старшим детям самим выбрать игру и объяснить младшим детям правила. Организацию и ведение игры, не следует поручать старшим детям при первых совместных играх, а когда дети будут взаимодействовать на постоянной основе, то и эти привилегии можно им передать.

Такая форма, как выполнение режимных требований, каждый раз подтверждает свою эффективность. Старшие дети вполне способны помочь малышам при выполнении различных режимных требований и в овладении бытовыми и гигиеническими навыками – переобуваться, одеваться, складывать вещи в портфель, содержать свою парту в порядке, бережно относиться к учебникам и книгам. Показывать пример в послушании – при посещении классом столовой и различных школьных мероприятий и т.п.

Таким образом, организуя межвозрастное общение, мы можем решить две задачи: обогатить образ «Я» старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых; сформировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений. Организуя подобным образом межвозрастное общение, педагог-воспитатель может оказать детям существенную помощь в развитии их социальных навыков и в целом повлиять на становление личности.

 

Ушакова Екатерина Васильевна