Автор: Гурьянова Наталия Владимировна
Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад 93
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Нижняя и верхняя артикуляция звуков Ш и Ж. Где норма? Где патология?
Раздел библиотеки: Статьи
Дата публикации: 03.04.2019
Педагоги! Вы, конечно, это знаете, но всё же немного освежим наши знания.
Достаточно часто стали поступать вопросы про «нижнюю» и «верхнюю» артикуляцию шипящих звуков.
Итак:
Нормальная артикуляция звуков «Ш» «Ж» (РГПУ им. Герцена из курса лекций)
Артикуляция может быть — верхней (кончик языка поднят вверх) и нижней (кончик языка опущен вниз)
—Верхняя артикуляция — губы выдвинуты вперёд и округлены, между резцами щель 1,5 мм, язык — чашечкой. Кончик и передняя часть спинки подняты, но не касаются ни резцов, ни альвеол; Средняя часть спинки опущена; задняя приподнята; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; мягкое нёбо поднято; голосовые складки на «Ш» разомкнуты; на «Ж» сомкнуты и вибрируют (на «Ж» кончик языка тоже слегка вибрирует)
—Нижняя артикуляция — губы — см. выше; кончик и передняя часть спинки языка опущены; кончик оттянут от нижних резцов; щель с нёбом образует средняя часть спинки языка (приподнята); боковые края прижаты к верхним коренным зубам; мягкое нёбо поднято; голосовые
складки сомкнуты и вибрируют на «Ж», на «Ш» разомкнуты
Обе артикуляции считаются нормой, НО!!!, только, если звук ребенок произносит чисто! Очень внимательно слушаем, как звучит Ш или Ж.
Частый дефект при «нижней» артикуляции это смягчение (Шапка-Щапка), причём слушаем не в словах, а в речи ребенка, при общении.
Если есть, даже незначительное, смягчение- нужна коррекция