Автор: Пасхалова Елена Александровна
Образовательное учреждение: ГБОУ Центр Образования №173 Петроградского района Санкт-Петербурга
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: О развитии и актуализации творческой одаренности детей.
Раздел библиотеки: Статьи
В последнее время актуализировалась тенденция перехода от информационной парадигмы образования к парадигме педагогики развития, которая направлена на развитие творческого потенциала детей. Растущий интерес учащихся к различным направлениям науки и аспектам культуры, готовность принимать участие в проблемно-поисковой деятельности, умение ставить цели, импровизировать и реализовывать собственный творческий потенциал в продуктивной деятельности требует выхода за пределы жестких рамок урока.
В нашей школе выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и в системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:
разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
формирование адекватной самооценки;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
профилактика неврозов;
предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Педагоги школы создают условия для творческой самореализации детей, приобщения их к исследовательской и другой творческой деятельности в различных областях науки, техники, культуры и работают в следующих направлениях:
выявление талантливых, одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества;
привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры;
популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, творческого образования одаренных детей.
Целесообразно как можно раньше выявить одаренных детей, помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, сформировать умение претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности. Реализация этой цели осуществляется через развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т. д.; формирование осознанного мотива, жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе отношение к людям.
Становление индивидуального механизма (способа) освоения социокультурной деятельности предполагает формирование особого стратегического типа мышления, аналитического в своей основе, оптимального по своим действиям и прогностического по установке. Важно диагностировать динамику развития интеллекта, способности к поиску знания, постановке и решения проблем, рефлексии и такие черты характера и ценности, как гибкость, терпение, толерантность, восприимчивость, готовность к риску, адаптивность, последовательность в поиске и достижении конечного результата.
Следует помнить, что одаренность существует лишь в динамике, в постоянном движении, для которого необходимо всемерно способствовать развитию творческих способностей учащихся и своевременному их выявлению. Этим задачам служит организация внеурочной деятельности учащихся:
— удовлетворены разнообразные интересы детей, лежащие в учебной деятельности;
школьникам предоставлена свобода выбора и смены деятельности или ее элементов;
досуговая деятельность второй половины дня наших учащихся управляема и подчинена целям воспитания и самовоспитания;
создана гуманная развивающая среда жизнедеятельности детей во внеурочное время;
освоены отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;
школьникам предоставлены дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в положительной деятельности;
осуществлен индивидуальный подход к учащимся, каждому ребенку подобрана деятельность, в которой он наиболее успешен;
стимулируются социально-педагогические пробы ребенка, поддерживается его желание попробовать себя в разных видах деятельности;
развивается уверенность школьника в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение.
Все формы внеурочной деятельности образовательной области «Искусство» и музыкальных занятий в нашей гимназии способствуют творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывают в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, к желанию сделать что-то свое, новое, интересное, лучшее. Одной из задач, стоящих перед учителем музыки, является систематическое накопление у детей интонационно-слухового опыта, формирование на его основе так называемого музыкального тезауруса – интонационного словаря. Решение ее связано со всеми видами музыкальной деятельности школьников, и, конечно же, с творческими импровизациями.
Творчество детей уже не может оставаться беспочвенным (беспредметным), выражаться в чем-то отвлеченном, произвольном, не адекватном жизненному содержанию музыки, т.к. содержательные знания, которые дети приобретают на основе погружения в истоки искусства, и понимание смысла собственной деятельности делают само творчество осмысленным и предметно-конкретным. В исследованиях видного педагога Б.Л. Яворского высказывается мнение о том, что развитию творческих способностей детей свойственны определенные этапы:
— накопление впечатлений;
— самопроизвольное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
— музыкальные, двигательные, речевые импровизации, иллюстративность в рисовании;
— создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления;
— музыкальное творчество.
Определены критерии активизации творческих способностей одаренных школьников:
— нацеленность на вид деятельности;
— эмоциональная отзывчивость;
— уровень активности деятельности;
— нестереотипность мышления (фантазия, творческое воображение, образная память).
Раскрыв свои потенциальные возможности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, одаренный ребенок будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения и заботиться о дальнейшей карьерной перспективе.
Такой инновационный подход, направленный на развитие личности, основанный на гуманистически-ориентированном научно-педагогическом сознании, заинтересованный в развитии и актуализации творческой одаренности детей, требует оригинального сочетания комплекса информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий.