Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

Классно-урочная система является основной в школьном образовании. Как сделать урок интересным? Как увлечь ребенка познанием нового без назидания? Этот вопрос я, учитель начальных классов, задаю себе все годы, работая в школе, на протяжении 18 лет.

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Аксиомой является мысль о том, что начальная школа — основа всего дальнейшего образования человека. Главная цель начального образования формулируется двумя словами: научить учиться.

В современном информационном мире это словосочетание обретает очень глубокий смысл. Научить учиться сегодня означает, прежде всего, вооружить детей способностью свободно работать с разными источниками информации.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

 

Актуальность проблемы.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. 21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.   Информационная деятельность и информационные технологии стали неотъемлемой частью всех видов деятельности.

 

Цель: повышение мотивации и результативности обучения, при помощи использования ИКТ в деятельности учителя начальной школы.

 

Задачи:

  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ, интегрированных уроков;
  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета;
  • вырабатывать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
  • стимулировать самостоятельность у учащихся при подготовке к урокам, заочным олимпиадам, проектно-исследовательской деятельности.

Этапами реализации данной темы являются:

Подготовительный этап, позволивший мне Выбор и теоретическое осмысление темы исследования, анализ изученной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной проблеме. Я поняла, что достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:

  1. Техническим: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
  2. Дидактическим: создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания  младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

  • технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  • методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
  • технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Деятельностный этап:

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

  1. В процессе обучения.
  2. Во внеклассной работе.
  3. В проектно-исследовательской работе.
  4. В методической работе учителя.
  5. Работа с ресурсами Интернет:
  • участие во Всероссийских конкурсах для учащихся («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка» и др.); участие в профессиональных конкурсах.
  • Участие в работе сетевых профессиональных сообществ.

 

Возможности ИКТ:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока;
  • повышение мотивации учащихся;
  • мониторинг их достижений.

 

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока.
  2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.  “Презентация” — переводится с английского как “представление”.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Уроки, на которых  презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию нашего класса.

К примеру, проводила открытый урок по литературному чтению по теме:  «В. Осеева. Сыновья». Это был урок, который очень эффективно позволил обобщить ранее изученный материал по теме «Семья».

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно прошли уроки по теме «Города России. Москва», «Из истории нашей Родины»» и другие (Виноградова, 2 класс).

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов, к примеру, проект «Жалобная книга природы», «Моя родословная», а также участие во Всероссийских конкурсах при помощи сети Интернет.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации   воспитательной системы класса — проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям.

Диагностический этап, на котором проведены психолого-педагогические исследования в классе, которые показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы  учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.

Анализируя представленную концепцию, можно сделать вывод, что использование информационных технологий способствует развитию у младшего школьника:

  • логического, творческого, критического мышления;
  • способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
  • целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
  • способностей к самопознанию и самопониманию;
  • эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
  • информационной компетентности.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.

Речь учащихся обогатилась за счёт использования современных понятий, расширился кругозор в области информационных технологий.

Результаты показывают, что учащиеся с удовольствием учатся, повысился интеллектуальный потенциал, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило тезис:

  • созданию благоприятных педагогических условий для развития индивидуальности младшего школьника, его интеллектуального и творческого потенциала способствует реализация развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Подведем итог.

  • Использование информационно-коммуникационных технологий  дает учителю начальных классов экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегрированный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
  • Динамика качества знаний положительная. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети участвуют в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места, выступают на научных конференциях, готовят презентации, участвуют в разработках проектных уроков. Именно такие показатели побуждают и стимулируют обучаемых.
  • Результаты и достижения инновации положительно влияют на жизнь учреждения, на базе школы проводятся мастер-классы, открытые уроки и семинары по проблемам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Но самое главное: я просто обязана быть активной. Мне приходится находиться в постоянном поиске чего — то нового, необычного, интересного. Поиск-это не только какое-то открытие, но и уважение, и любовь к тем, кто нуждается в твоей духовной поддержке.

 

Мельникова Елена Ивановна