В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно — деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева.
Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе информационно- коммуникационные (ИКТ). Использование в образовательном процессе средств ИКТ направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания; направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьников.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.
Я назову наиболее известные технологии, которые для меня актуальны и часто применяемы:
- Современное традиционное обучение.
- Проблемное обучение.
- Игровые технологии.
- Групповые технологии.
- Коллективный способ обучения.
- Коллективное творческое дело.
- Педагогика сотрудничества.
Этот список вы можете продолжить. Очень важно, чтобы педагог понимал, что каждая из образовательных технологий включает в себя: — целевую направленность — научные идеи, на которые опирается — системы действия педагога и воспитанника — критерии оценки результата — результаты — ограничения в использовании.
Выбрав для себя изучение этой проблемы, я составила следующий план:
№ План действий
- Изучение современных образовательных технологий
- Выбор технологий для моего творческого объединения
- Учет отрицательных аспектов технологий
- Апробирование технологий в своей работе
- Оценка результативности
- Обобщение опыта работы.
Я сейчас нахожусь на стадии уже практического изучения и применения этих технологий, и расскажу не много об опыте своей инновационной работы.
Постараюсь рассказать, какие технологии используются, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят. Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а к нам в творческие объединения он приходит, чтобы развить свои творческие способности, и конечно же, за….. счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение в образовательный процесс и внеурочную деятельность. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Всё это может дать внеурочная деятельность, реализуемая в эколого – социальном направлении. Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования технических средств: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любые мероприятия, мастер – классы, экскурсии, обработать их и собрать фото — видеокопилку. Большая роль в кружке отводится воспитательным, экологическим мероприятиям.
Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами экологии, природой Пермского края. Очень интересно проходят мастер- классы, по составлению композиций из цветов, рождественских венков, флористических работ, когда дети, смотрят презентации с большим выбором разных композиций и поэтапно составляют свои.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
- придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор;
- повышается производительность труда педагога.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в творческом объединении просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами дома учатся работать с компьютером.
Ещё один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Без внеурочного времени организация метода проектов невозможна. Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ребёнок, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Особенно для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для педагогов у который обучаются дети младшего школьного возраста. Таким образом, инновационные технологии в работе педагога дополнительного образования дают ему возможность:
— повысить уровень профессионализма,
— обеспечить благоприятные условия для развития личности воспитанников,
— выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,
— с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии… — стимулируют у детей процесс познания нового, — формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, — порождают стремление к самостоятельной деятельности, — формируют устойчивое внимание к обучению.
Хочу заметить, что педагог по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология, даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Педагогом.
Закончить хотелось бы словами о том, что для педагога дополнительного образования является главным. Главное – это искры радости познания в глазах детей. Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои воспитанники дарят тебе свой свет.
Черепахина Мария Ильинична