Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно — деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева.

Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе информационно- коммуникационные (ИКТ). Использование в образовательном процессе средств ИКТ направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания; направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьников.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.

Я назову наиболее известные технологии, которые для меня актуальны и часто применяемы:

  1. Современное традиционное обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровые технологии.
  4. Групповые технологии.
  5. Коллективный способ обучения.
  6. Коллективное творческое дело.
  7. Педагогика сотрудничества.

Этот список вы можете продолжить. Очень важно, чтобы педагог понимал, что каждая из образовательных технологий включает в себя: — целевую направленность — научные идеи, на которые опирается — системы действия педагога и воспитанника — критерии оценки результата — результаты — ограничения в использовании.

Выбрав для себя изучение этой проблемы, я составила следующий план:

№ План действий

  1. Изучение современных образовательных технологий
  2. Выбор технологий для моего творческого объединения
  3.  Учет отрицательных аспектов технологий
  4.  Апробирование технологий в своей работе
  5. Оценка результативности
  6. Обобщение опыта работы.

Я сейчас нахожусь на стадии уже практического изучения и применения этих технологий, и расскажу не много об опыте своей инновационной работы.

Постараюсь рассказать, какие технологии используются, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят. Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а к нам в творческие объединения он приходит, чтобы развить свои творческие способности, и конечно же, за….. счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение в образовательный процесс и внеурочную деятельность. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Всё это может дать внеурочная деятельность, реализуемая в эколого – социальном направлении. Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования технических средств: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любые мероприятия, мастер – классы, экскурсии, обработать их и собрать фото — видеокопилку. Большая роль в кружке отводится воспитательным, экологическим мероприятиям.

Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами экологии, природой Пермского края. Очень интересно проходят мастер- классы, по составлению композиций из цветов, рождественских венков, флористических работ, когда дети, смотрят презентации с большим выбором разных композиций и поэтапно составляют свои.

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • повышается производительность труда педагога.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в творческом объединении просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами дома учатся работать с компьютером.

Ещё один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Без внеурочного времени организация метода проектов невозможна. Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ребёнок, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Особенно для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для педагогов у который обучаются дети младшего школьного возраста. Таким образом, инновационные технологии в работе педагога дополнительного образования дают ему возможность:

— повысить уровень профессионализма,

— обеспечить благоприятные условия для развития личности воспитанников,

— выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

— с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии… — стимулируют у детей процесс познания нового, — формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, — порождают стремление к самостоятельной деятельности, — формируют устойчивое внимание к обучению.

Хочу заметить, что педагог по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология, даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Педагогом.

Закончить хотелось бы словами о том, что для педагога дополнительного образования является главным.  Главное – это искры радости познания в глазах детей. Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои воспитанники дарят тебе свой свет.

 

Черепахина Мария Ильинична