Активизация познавательной деятельности обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Тема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время». Я считаю её актуальной, так как в наше время обществу нужны  люди, способные творчески мыслить, обладающие гибкостью ума, умеющие делать правильный выбор.Актуальность данной темы обусловлена   и современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

  1. Концептуальность.

Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Развивать познавательный интерес и активность обучающихся нужно с поступления ребёнка в школу. Так как процесс познания младших школьников эпизодичен, развивать его нужно в различных видах деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическую основу моего опыта составляют:

  1. Использование наглядности на уроках. И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.
  2. Использование метода проектов и исследований на уроках окружающего мира и технологии. Ж.Ж. Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.

«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.

Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть

он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

  1. Концепция УМК «Школа 2100», которая отражает методические основы ФГОС.
  2. Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся. В своём классе я веду кружок «Умники и умницы», используя рабочие тетради О. Холодовой «Информатика, логика, математика», веду подготовку обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  3. Оптимальность и эффективность средств.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

учебно — игровая деятельность. Повысить  у учащихся  интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, уроки-проекты и  интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что  дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на нестандартных уроках. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною.На уроке математики в конце года проводится игра «Математическая карусель», где есть ученики-эксперты, оценивающие работу обучающихся, распределённых на группы. В течение игры обучающимся предлагаются задания по темам, изучаемым в течение года     ( например, задачи, уравнения, решение примеров на порядок действий, на умножение, деление, логические задачи). На выполнение работы даётся 5 минут, подводятся итоги, затем эксперты меняются местами, игра продолжается. В конце игры выбирается лучший математик. Такая игра активизирует ребят, да и познавательная активность на высоком уровне. По литературному чтению к юбилеям писателей совместно со школьным библиотекарем проводятся игры по экипажам. Каждый экипаж знакомится с творчеством писателя, в ходе игры выясняется, кто из ребят принёс победу экипажу. На уроках окружающего мира часто проверка знаний проводится в виде «Своей игры». Каждый вопрос оценивается в определённое количество баллов, побеждает тот экипаж, который набрал наибольшее количество баллов.

дидактические игры. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой  ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто правильней?», « Кто быстрей?», « Чей экипаж самый сообразительный?», «Мозговой штурм».Мне помогают в выборе дидактических игр  такие пособия: «Устные упражнения на уроках математики 1, 2 класс» Л.Г.Петерсон, И.Г. Липатникова, .и др.

— работа в парах, группах. Групповая и парная работа присутствует почти на каждом уроке. Она помогает  при изучении нового материала, закреплении, нахождения путей решения проблемы, помогает обучающимся оценивать работу других обучающихся, активизирует учебный процесс.

проблемное обучение. Цель и назначение проблемного обучения — преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. С введением ФГОС, проблемная ситуация должна быть обозначена  на каждом уроке.Урок становится интереснее, когда дети пытаются решить эту проблемную ситуацию, предлагая различные пути. Если ответ найден правильно, значит —  урок удался.

— использование ИКТ. На уроках я  использую  следующие программы: MicrosoftWord и MicrosoftPowerPoint.  Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для обучающихся. На уроках технологии учу работать детей в этих программах: составлять презентации, выполнять рисунки, печатать, изменяя размер, шрифт, цвет, искать нужную информацию в сети Интернет.

Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала, обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной  литературой. (Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Детская энциклопедия, М., «Росмен» 2012 г.; )

Со второго класса  все учащихся  ведут  портфолио. Оно позволяет судить об успехах каждого ученика  и стимулирует его познавательную активность. У некоторых обучающихся портфолио ведётся с детского сада.

  1. Результативность опыта.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. По результатам анкетирования обучающиеся посещают школу с охотой.Показатели качества знаний обучающихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По  завершении 3 класса  получили следующие результаты: закончили на «5» три человека, на «5» и «4» — 17 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 69% качество знаний. Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Пегас», «Русский медвежонок», «Всероссийские предметные олимпиады» г. Бийск.

Обучающиеся класса показывают не только хорошие индивидуальные результаты, команда ребят неоднократно становилась призёром различных игр школьного и муниципального уровня:

С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами, выступала:

  • на педагогическом совете школы: « Система работы со слабоуспевающими»,.
  • на педагогической конференции учителей «Развитие личностно – творческого потенциала учителя в условиях реализации ФГОС»,
  • на муниципальном практическом семинаре представляла опыт работы по теме «Возможности различных УМК начальной школы по формированию УУД (универсальных учебных действий) Чтение. Работа с текстом»,
  • на муниципальном семинаре для учителей начальных классов с обобщением опыта по теме «Творческие мастерские как одна из форм внеурочной деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС НОО»,
  • проводила мастер- класс по теме «Косое плетение. Карандашница»,
  • являлась руководителем площадки «Региональное содержание общего образования» в рамках межрегиональной практической конференции «Организация образовательного процесса в условиях внедрения и реализации ФГОС : опыт, проблемы, перспективы»,
  • участвовала в качестве члена жюри межрегиональной межпредметной олимпиады «МИТя», члена жюри муниципального этапа предметных олимпиад по литературному чтению, члена жюри межрегиональной учебно-исследовательской конференции младших школьников «Малые Ломоносовские чтения»,
  • участвовала в заочном межрегиональном конкурсе методических разработок педагогов «Урок в соответствии с ФГОС НОО»,

Разместила на личном сайте конспекты открытых уроков, внеклассное мероприятие.

Я буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.

 

Туманова Оксана Львовна