«Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»

Условия возникновения и становления опыта.

Идея выбрать именно эту тему по самообразованию возникла в ходе наблюдения за коллективом воспитанников детского дома. В детском доме дети проживают в семьях по 8 человек, возрастной диапазон которых составляет от 5 до 16 лет. В каждой семье есть дети с сохранным интеллектом, с нарушениями в интеллектуальном развитии, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Коллектив детей постоянно меняется: кого–то забирают под опеку, кого-то усыновляют. Я заметила, что в силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой тревожности, страхами и прочими психологическими проблемами.

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые детским страхам и тревожности, создают прекрасные основания для важнейшего понимания этих важных эмоций.

Актуальность опыта.

Использование методов арт- терапии в работе с детьми – сиротами позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт -терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Ведущая педагогическая идея опыта. 

Ведущая идея моего педагогического опыта, над которой работаю с 2012 года «Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»

Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют свои особенности. Часть детей считают, что они никогда не были маленькими. Для них воспоминания и представления о себе маленьком не связываются с особенностями внешнего облика, с эмоциональными состояниями, поведенческими проявлениями, характерными для маленьких детей, а также с их предметным окружением и деятельностью. В тоже время в детском доме у детей формируется как бы реальный параллельный мир, состоящий из образов утраченных родителей, далеко не безразличный для их психического развития. Потеря родителей для ребёнка часто равноценна их смерти, и характер «легенды» (то, что дети придумывают и рассказывают о своих родителях, о жизни с ними), а также поведение ребёнка показывают, на каком этаже переживания горя «застрял» ребёнок. Таким образом, для детей, воспитывающихся в детских домах, характерна некоторая двойственность отношений в личностных особенностях, с одной стороны, они стремятся доминировать над окружающими, но в тоже время очень ранимы, чувствительны, тревожны и обидчивы. У них наблюдается высокий уровень зависти к успехам других детей, неумение контролировать свои чувства. Такие подростки чаще прибегают к вербальной агрессии, у них наблюдается низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу, завышенный показатель шкалы тревожности, что приводит к эмоциональной неустойчивости, чувствительности, неуравновешенности и вследствие этого к повышению общей тревожности и агрессии. Арт-терапия  освобождает от негативных состояний, снимает психическое и нервное напряжение, корректирует нарушения общения и формирует нормальное межличностное общение. Ещё одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает отличные результаты как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми. Таким образом, основная задача арт-терапии средствами искусства — произвести терапевтическое воздействие на ребёнка с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.

Этапы опыта 

I. Теоретическое изучение проблемы ( подготовительный)

  1. Выбор темы.
  2. Самообразование по теме
  3. Анализ и обработка материала.
  4. Написание рабочей программы

II. Основной этап (этап реализации)

  1. Диагностика воспитанников с помощью рисуночного психологического теста «Несуществующее животное»
  2. Создание условий для занятий , с использованием арт-терапии.
  3. Проведение занятий по дополнительной рабочей программе «Изо терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»
  4. Проведение промежуточных результатов по тесту «Несуществующее животное»

III Заключительный этап (этап выхода из проекта).

  1. Диагностика эффективности проекта
  2. Обобщение опыта по теме «Атр-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»

На первом этапе своей работы я изучила много литературы, касающейся моей темы. Главное, что мне необходимо было выяснить: с какими проблемами помогает справиться арт-терапия и как этот метод внедрить в свою работу.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как: тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. С помощью арт–терапии можно контролировать своё психологическое состояние, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Один из основных методов арт-терапии – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изо терапия даёт положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Изо терапия-это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов, которые помогают детям выплеснуть свои эмоции, снять напряжение, создать собственные исцеляющие символы. Приёмов изо терапии очень много. В работе с трудными подростками я использую такие как: «Кляксография», «Рисуем эмоции», «Рисуем удачу», «Цвет моего настроения» и многие другие.  Моя задача создать для ребёнка безопасную среду: светлый уютный  кабинет с различными изобразительными материалами. Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии педагога выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Педагог побуждает ребёнка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт –терапевтический процесс представляет собой  одну из форм диалога. При проведении занятий с использованием изо терапии с детьми-сиротами есть несколько обязательных, но очень простых правил. Во-первых, необходимо определить место для работы. Затем пробудить интерес детей и сформировать цели и задачи-ребята должны чётко определить, что и как они будут рисовать. Временной промежуток не должен превышать часа, чтобы дети не успели сильно устать. По завершении занятия постарайтесь обсудить с ребёнком его работу. И, конечно — никакой критики! Самое главное в работе с детьми-сиротами – это терпение. Научите их доводить начатое дело до конца. Способность закончить начатое дело сформирует более уверенную, самостоятельную и целеустремлённую личность.

Второй этап — практический. Внедрение методов арт-терапии в занятия по изобразительной деятельности.

Повторюсь, что метод изо терапии является эффективным методом снижения уровня тревожности у детей-подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения. Творческая деятельность помогает ребёнку  найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность. Подробно изучив данный метод, я разработала цикл занятий, которые объединила в систему и разработала дополнительную рабочую программу.

С помощью психологического теста «Несуществующее животное» (провела и расшифровала психолог детского дома) мы выявили группу детей, наиболее нуждающихся в «лечении» изо терапией.

Раздел II.

Технологии

2.1 Цели и задачи

Цели:

  • устранение неэффективного психологического напряжения;
  • формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
  • коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
  • развитие чувства собственной значимости;
  • формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
  • поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
  • развитие умения контролировать свои действия;
  • развитие воображения.

Возраст участников эксперимента

Воспитанники  детского дома  7-14 лет.

Срок реализации практической части

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы- 66 часов

Режим занятий

Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты

-Освобождение ребенка от негативных переживаний ( тревожности , страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого  самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка

Учебно-материальная база:

Для занятий с использованием арт-терапии необходимо иметь:

— помещение с хорошим освещением

— рабочие столы, стулья, доска

— материалы и инструменты: акварельные краски ,гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3,цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, соль, мука.

Способ проверки ожидаемых  результатов:

Тест «Несуществующее животное»

 

2.2 Методики и приёмы

На протяжении всего эксперимента я анализировала влияние различных методик и техник изо терапии на психологическое состояние воспитанников. Хочу поделиться своими достижениями.

Очень удачно для снятия напряжения и тревоги подходят занятия, где ребята рисуют отпечатками своих пальцев и ладоней. На бумаге появляются роскошные букеты цветов, чудо звери, неповторимые пейзажи. Рисуя в данной технике, ребята получают наслаждение от самого факта появления цветовых отпечатков. На таких занятиях через творчество я помогаю ребёнку смягчить своё состояние. Любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно.

Чтобы снять психическое напряжение прекрасно подойдет занятие «Размываем обиду красками» На таком занятии мы учимся не накапливать обиду, отрицательные эмоции, а как можно скорее освобождаться от них. Предлагаю детям на листе бумаги нарисовать серой краской своё «облачко обиды» Затем, не дав краске высохнуть, тут же начинаем его размывать более яркой, мысленно повторяя «Я размываю обиду, она теряет свою силу» Необходимо смывать с листа бумаги образовавшееся пятно до тех пор, пока оно совсем не исчезнет.

При коррекции неврозов, страхов, стрессов, ощущения глубокой печали выполняем следующее упражнение. Берём три листа белой бумаги, акварельные краски и кисть. На первом листе ставим несколько чёрных пятен, встряхивая кистью. Попросите детей посмотреть внимательно и увидеть в этих пятнах какое-то изображение. Возможно это будут чёрные листья или чёрные птицы.…Берём второй лист бумаги и серую краску. Проделываем то же самое.  Внимательно смотрим, что получилось. На третьем листе повторяем то же самое, но только яркими красками (жёлтая, зелёная, красная) На этом этапе дети оживляются, они видят красивые цветы, волшебные узоры… Ребята совершенно по другому смотрят на свою работу, настроение улучшается. Работа с яркими красками помогла улучшить настроение, изменить внутренний настрой. Ребёнок понимает, что любовь, радость, печаль можно выразить цветом.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии всё ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. Традиционное японское искусств оригами – конструирование разнообразных бумажных фигурок путём складывания квадрата без вырезания и склеивания. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни детей, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между ребёнком и взрослым. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической практике – «образ жизни оригами». Занимаясь оригами, ребёнок становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, бабочка, крокодил. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путём последовательного несложного складывания бумаги  получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то ещё. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение. Причин успеха занятий оригами в арт-терапии много:

— во-первых — это сама бумага с её привычным неагрессивным статусом. С бумагой можно сделать всё что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли — из неё можно сложить множество необычных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому.

— освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым.

— имеет место прогнозируемый позитивный результат -если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому -сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий.

— есть возможность руководить процессом, то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей.

— устраняется барьер между ребёнком и взрослым, возникает атмосфера доверия.

— на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении. Что в отдельных случаях бывает единственно возможным.

Ещё один очень интересный приём для снятия усталости и напряжения – это рисование «Волшебными красками» Название «Волшебные краски» — самое подходящее для этого маленького чуда. Процесс создания «волшебных красок» никого не оставляет равнодушным. Немного муки. Соли, масла и клея, больше души и фантазии – и краски готовы. Муку смешиваем с солью и наливаем воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовалось комочков. Затем добавляем клей и масло. Для рисования «волшебными красками» традиционные кисти не подходят. Для этого применяются палочки, соломки, а так же пальцы и ладони. Наличие в красках соли способствует массажу пальцев и ладоней. Самый большой плюс – это удовольствие от создания красок своими руками и получение результата.

Пластилиновый мир.

Одним из направлений в моей работе является использование пластических материалов: глина, пластилин, солёное тесто. Методов работы с пластилином в арт-терапии много:

— Медитация. Создание изображения с закрытыми глазами. Форма не обязательно должно проявиться. Можно поиграть в ассоциации.

— Создание групповой и индивидуальной композиции на заданную тему. Продолжением работы может быть драматизация в созданном пространстве.

— Создание картины на картоне пластилином (техника размазывания)

— Работа в парах, важной задачей которой является обеспечение членов пары недостающим эмоциональным опытом.

Взаимодействие с бумагой.

Используя бумагу, можно создать объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и прочими материалами. Варьировать это занятее можно как тематически, так и инструментально. Например, передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним все, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать…)

Чтобы занятия по изо терапии были интересными и разнообразными, я использую  различные игры-упражнения с использованием нетрадиционных техник. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

— «Прижми и отпечатай» Отпечатывать можно всё, что захочется – листья, цветы и т.д. Краски это неизведанный  мир. Дети замечают, что лес бывает голубым, утро оранжевым, а вечер багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятия действительности.

«Цветовые угадайки» Ребёнок должен угадать какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определённый смешанный тон, и  воспроизвести этот результат.

«Волшебные нитки» Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Необходимо взять нитки №10 и нарезать их по 20-25 см. Разводим акварель, опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Нитки следует держать за кончики. Далее укладываем нитку на лист бумаги, а сверху прикладываем другой листок. Кончик нитки должен обязательно выглядывать. Далее тянем кончик нитки, одновременно прижимая верхний лист. Снимаем верхний лист бумаги и рассматриваем изображение. Образ, который дети увидят на бумаге можно дорисовать фломастерами или красками.

«Рисование мыльными пузырями». Берём флакон с готовыми мыльными пузырями и добавляем немного гуаши любого цвета. Опускаем в раствор трубочку и дуем , чтобы получились пузыри. Затем берём лист бумаги и осторожно прикасаемся ею к мыльным пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.

«Техника выдувания»  Поставьте каплю краски на бумагу, возьмите трубочку и резко дуйте на каплю сверху, чтобы капля растеклась в разные стороны получилась звёздочка или цветок. Если дуть сбоку, можно выдуть красивые деревья или букеты цветов.

В моей практике есть занятия, с помощью которых мы «притягиваем» успех. В этом нам помогают определённые цвета. К таким цветам относятся: розовый, бирюзовый и золотистый. Рисуем себя и госпожу Удачу. Ребята рисуют, какими они видят себя со стороны, рядом рисуют очень красивую госпожу Удачу. Таким образом, ребята привлекают к себе удачу. Моя задача вселить в них уверенность в том, что у них действительно скоро будет удача и успех. Вера в воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижении задуманного.

Всё, на что мы смотрим, влияет на нас и оказывает определенное действие на самочувствие. В картине всё имеет значение: само изображение, цветовая гамма. Поэтому перед занятием несколько минут я отвожу на рассматривание репродукций, заряжая положительной энергетикой воспитанников. Для детей с ослабленным здоровьем предлагаю пейзажи, горные вершины, водопады, которые обладают необыкновенной силой поднимать и укреплять энергетику и иммунитет. На нервных и вспыльчивых детей благотворно действуют картины с видом моря.

Особое внимание мне хотелось бы  обратить внимание на одну из методик изо терапии – это проективный рисунок. Эта методика обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать коррекционное воздействие на ребёнка. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Особенно эффективно при коррекции детских страхов в групповой форме. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т. д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить воспитанникам возможность выразить графически или живописью свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые ребята не осознают по тем или иным причинам. Обычно дети с удовольствием выбирают темы: «Мой обычный день», «Три желания», «Остров счастья». В проективном рисовании я использую следующие методики:

—  Свободное рисование (каждый рисует, что захочет) Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задаётся, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются,  и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор.

Коммуникативное рисование. Группа детей молча рисует на одном листе бумаги (тему обсуждают совместно). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы.

На своих занятиях я использую музыку различного характера. Музыка воздействует на кору головного мозга, вызывает ассоциации. Она влияет на ребёнка через ритм, которому подчинены все функции организма. При этом следует учитывать характер музыки и ритм. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. Тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим действием. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, усиливает поток импульсов, которые оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают эмоциональное самочувствие. Так же на занятиях могут быть использованы звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Раздел III

3.1 Результаты диагностики

Каждую субботу группа воспитанников из восьми человек посещали мои занятия. Пришло время подводить итоги. В ходе арт-терапевтических занятий были получены промежуточные результаты. Детям снова был предложен рисуночный тест «Несуществующее животное». В отличии от первых рисунков у детей уже намечаются положительные результаты. Отсутствуют элементы, указывающие на агрессию страхи, тревоги

Для диагностики снова используется тест «Несуществующее животное». Положительная динамика наблюдается по всем пунктам. У всех детей резко снизилась тревожность, нерешительность и страх. Благодаря занятиям с использованием арт-терапии практически исчезли агрессия и эгоцентризм, повысилась самооценка, устойчивость к стрессам (см. приложение №3)

Данная экспериментальная работа доказывает, что арт-терапия оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу детей.

 

Жданова Елена Николаевна