Описательная похвала как средство мотивации младших школьников

Автор: Майорова Зоя Григорьевна

Образовательное учреждение: ГОУ СОШ школа №544

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Описательная похвала как средство мотивации младших школьников на уроках английского языка

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 25.03.2019

Начало обучения в школе – это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребенку необходимо время – и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода.

Характеризуя младших школьников в общем, следует отметить:

Что у детей часто меняется настроение: они могут быть полны энергии в одну минуту и заскучать в следующую;
Им нравится повторять, чувствовать себя уверенно, легко справляться с повседневными делами;
Они учатся подражая;
Дети очень энергичны и они получают удовольствие от физических упражнений (подвижные игры, физ. минутки);
Они находятся в стадии «быстрого языкового роста», то есть любят изучать новые слова, говорить и петь.
Именно в этот непростой период социализации и формирования навыков ребенку необходима такая форма эмоциональной поддержки, как похвала.

На уроках английского языка мы обычно применяем стандартные выражения, такие как:

Good job!

Хорошо сработано!

Well done!

Молодец!

That’s much better!

Теперь гораздо лучше!

Keep it up!

Так держать!

Yes, you’ve got it!

Да, у тебя получилось!

You didn’t make a single mistake!

Ты не сделал ни одной ошибки!

I like that!

Мне это нравится!

Congratulations!

Поздравляю!

Но куда важнее помочь ребенку понять его успех, то есть похвалить, описывая все то, что он сделал. Психологи отмечают, что детям (особенно первоклассникам) сложно принять похвалу в форме оценки, тем более на иностранном языке. В начальной школе дети как никогда стремятся стать лучше. И существуют такие похвалы, которые ребенку легко принять и которые повышают его самооценку. Такая похвала состоит из двух частей. Сначала взрослый описывает то, что ребенок сделал. («Ты смог сосредоточиться и доделать работу до конца».) А потом ребенок, услышав перечисление своих достижений, хвалит себя сам, понимая, что похвала вполне заслуженна. («Да, я умею работать!»)

Если ребенка постоянно критикуют и никогда не хвалят, он становится равнодушным, неорганизованным. Не нужно концентрироваться на ошибках и недостатках, а сначала следует похвалить школьника за его достижения. А потом указать на необходимые исправления. Ведь все учителя хотят, чтобы их ученики доверяли собственному мнению, обладали уверенностью в себе и могли сами понять, удовлетворены ли они собственными словами и поступками. А потом исправляли ситуацию, опираясь на собственные оценки.

Гораздо проще сказать: «Очень хорошо!» или «Отлично!», не задумываясь, за что ты хвалишь ребенка. Описательная похвала – дело более трудное, требующее времени и внимания. Но зато какое благотворное действие оно оказывает на детей!

«Похоже, ты настойчиво и упорно трудился в этой четверти. Ты можешь гордиться собой!» вместо: «Отлично! Я горжусь тобой!»

Таким образом мы даем детям эмоциональную поддержку, которая поможет им стать независимыми, творчески мыслящими людьми с активной жизненной позицией.

Бесспорно, что любое одобрение хорошо к месту. Но если мы хотим, чтобы наши слова нашли отклик в душе ребенка и произвели впечатление, нужно предварить их описанием. Ведь самый важный урок ребенок получает, когда с головой уходит в работу и перестает думать о том, что скажут о его работе другие.

«Какой замечательный коллаж! Ты использовала нитки, клей, пуговицы и цветную бумагу, а получилось настоящее произведение искусства! Ты – хороший художник!»

Учитель указывает причину похвалы. Ребенок понимает, что заставило учителя похвалить его, и не чувствует себя обязанным постоянно соответствовать чьим-то ожиданиям.