Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками

Свое выступление мне хотелось бы начать словами восточного мудреца: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Мы любим все красивое, яркое, мы любим животных, мы любим цветы, ягоды. По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие  с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. По природе своей дошкольники – пытливые  исследователи окружающего мира. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Развитие исследовательских  способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Существует гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Доказательством тому служат следующие утверждения:

  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых: игре надо учить. В экспериментировании же ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
  2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта.
  3. Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
  4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину миру, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

В поиске наиболее эффективных методов развития познавательной активности детей, за основу я взяла познавательно-исследовательскую деятельность. Согласно ФГОС ДО, одной из важных видов деятельности дошкольников является познавательно-исследовательская деятельность, форма активности ребёнка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания.

Мною был разработан  экологический проект «Лаборатория неживой природы», как эффективный способ интеграции образовательных областей и средство формирования познавательных способностей дошкольников. Именно опытно-экспериментальная деятельность приводит детей к получению неожиданной информации, оригинального результата, что меняет направленность действий и вызывает эффект творчества.

В рамках данного проекта в первую очередь была проведена подготовительная работа с детьми: проведена диагностика их исследовательских способностей, которая показала, что у детей наблюдается низкий уровень познавательной активности, наличие знаний, умений, навыков опытно-экспериментальной деятельности.

Целью данного проекта является развитие познавательного интереса детей, воспитание бережного отношения к объектам неживой природы.

Задачи, решаемые в процессе экспериментальной деятельности:

  • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
  • Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире, формировать у детей знания об окружающем мире;
  • Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
  • Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
  • Обогатить активный словарь.

Для реализации поставленных задач, была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов со всеми воспитанниками группы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к опытно-экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы в группе, у нас оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.

Задачи лаборатории:

  • Развитие первичных естественнонаучных представлений;
  • Развитие наблюдательности, любознательности, активности;
  • Развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
  • Формирование умений комплексно обследовать предмет.

Содержание лаборатории:

а) Компонент дидактический:

  • книги познавательного характера;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции: «Подарки: зимы, весны, осени», «Ткани» и др.

б) Компонент оборудования:

  • песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной, красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды; «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями (внутрь помещены вещества и травы с разными запахами);
  • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
  • природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др;
  • сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда;
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки.

в) Компонент стимулирующий:

  • правила работы с материалами, доступные детям;
  • персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается;
  • мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
  • личные блокноты детей.

Материал для проведения опытов в «лаборатории» меняется в соответствии с планом работы.

Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории появился сказочный персонаж — обезьянка «Маруся».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Задачи взаимодействия с родителями:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • Создание атмосферы общности интересов;
  • Активизирование и обогащение воспитательских умений родителей.
  • Формирование детско-родительских отношений в процессе совместной опытно – экспериментальной деятельности.

Вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников было посвящено ряд фронтальных, подгрупповых и индивидуальных встреч с родителями, оформлены информационные стенды, разработаны практические рекомендации по теме «Как помочь маленькому исследователю», разработана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома с детьми: «Цветные льдинки», «Цветная вода», «Салют в молоке». По результатам анкетирования, данная работа их заинтересовала, что позволило сблизить наши позиции в развитии и воспитании детей. Родителями группы была оказана огромная помощь в оборудовании экологической лаборатории.

Вся работа в ходе основного этапа реализации проекта была посвящена формированию исследовательского поведения, дальнейшему развитию исследовательских способностей детей. Особое внимание было уделено созданию мотивации детей к опытно-экспериментальной деятельности. Для этого мною успешно используются эффект новизны и необычности, приемы тайны и сюрприза, создание мотивации оказания помощи кому-либо и другие.

В научной и методической литературе предложена следующая классификация экспериментов:

а) по характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • опыты с растениями;
  • опыты с животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • опыты, объектом которых является человек.

б) по месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.

в) по количеству участников эксперимента:

  • индивидуальные (1-4 ребенка);
  • групповые (5-16 детей);
  • фронтальные или коллективные (вся группа).

г) по причине проведения экспериментов:

  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

д) по характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

е) по характеру познавательной деятельности детей;

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • решение экспериментальных задач.

ж) по способу применения:

  • демонстрационные (имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога, педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);
  • фронтальные (имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Для результативной и качественной работы в данном направлении я  распределила  опытно-экспериментальную  деятельность детей по следующим четырем направлениям:

  • Неживая природа: воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук.
  • Живая природа: многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.
  • Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
  • Мы и космос: планета Земля и ее богатства, природа космоса.

Подготовка к проведению экспериментов начинается с выбора темы и определения дидактических задач. Тема выбирается в соответствии со следующими критериями:

  • тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  • задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Затем выбирается объект для наблюдения или экспериментирования. Я заранее знакомлюсь с особенностями проведения опытов и экспериментов с данным объектом, изучая  теоретически и на практике, усваивая технику экспериментирования.

Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Я непосредственно участвую в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером. Стараюсь руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю к обсуждению проведения эксперимента. В ходе опыта я стараюсь заранее не предсказывать конечный результат, чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей. Не требую от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Постоянно стимулируя детское любопытство, стараюсь всегда быть готовой к детским вопросам. Но, отвечая на вопрос, не сообщаю знания в готовом виде, а помогаю ребенку получить ответ самостоятельно. В ходе эксперимента, желательно проверить все предположения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.

В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, в тоже время, не выпуская из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира.

Непосредственный контакт ребенка с объектами неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В процессе проектной работы мною было изготовлено пособие «Секреты неживой природы» для ознакомления с объектами неживой природы. Данное пособие может применяться на занятиях по изучению свойств объектов неживой природы. Оно также может использоваться так же для сравнения свойств двух объектов, при этом, ненужные части планшета просто складываются и дети их не видят. Пособие представляет собой планшет, состоящий из четырех отдельных частей, которые могут применяться на занятиях, как по отдельности, так и вместе. На отдельной части планшета находится емкость с исследуемым объектом, кармашки для карточек. Каждая часть используется для исследования свойств объектов неживой природы: песка, глины, воды, воздуха. При исследовании объекта неживой природы проводится ряд опытов, результаты которых помещаются на определенную часть планшета. По окончанию исследования, выстраивается схема свойств объекта неживой природы, благодаря которой ребенок может самостоятельно сделать вывод о том, какими свойствами обладает определенный объект.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам. Вот на этой истине основана работа с пособием.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности мои воспитанники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Опытно-экспериментальная деятельность развивает у них внимание, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как прилежание и аккуратность.

Дети моей группы за непродолжительное время работы над проектом научились делать элементарные выводы, сравнивать, высказывать свои суждения. Благодаря целенаправленной работе, воспитанники стали наблюдательнее и внимательнее, чувствительнее к многообразию объектов неживой природы.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками:  интересные опыты, эксперименты, наблюдения за объектами неживой природы — позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживать устойчивый интерес, расширить и углубить знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды. И, главное, способствует всестороннему развитию.

 

Список литературы.

  1. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска» — Москва: ТЦ Сфера,2004г.;
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».-М.: Творческий центр «Сфера»,2002г.
  3. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада»-Волгоград: Перемена, 2001г.;
  4. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» — Москва: ТЦ Сфера, 2004г.;
  5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование».-М.: Педагогическое общество России,2003г.;
  6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».- Волгоград: Учитель, 2011г.;
  7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»;
  8. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2010г.;
  9. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» — Москва: Мозаика-Синтез, 2006г.;
  10. Некрасова Е. «Играем с песком, водой и глиной». Ж. «Дошкольное воспитание» №6-2006г.;
  11. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»- Москва: Аркти, 2005г.;

 

Светлана Михайловна Горбатюк