Любому обществу нужны одарённые люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся. К большому сожалению, далеко не каждый ребёнок может реализовать свои способности.
Задача школы — поддержать ученика и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
Как привлечь ребят к научно-исследовательской работе? Надо построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Применяем интерактивные формы обучения:
- Нетрадиционные формы уроков (урок — погружение, урок — ролевая игра и т.д.);
- Нетрадиционные формы учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные занятия);
- Применение игровых форм, методов и приёмов обучения;
- Переход от монологического взаимодействия к диалогическому;
- Широкое применение проблемно — задачного подхода; система проблемных вопросов, ситуаций:
- Ситуация-выбор
- Ситуация-неопределённость
- Ситуация-неожиданность
- Ситуация-опровержение
- Ситуация-несоответствие
Начинаем работу с того, что предлагаем ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендуем им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Надо подвести их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняем, что такое реферат, курсовая, научная работа. Проводим экскурсию в библиотеку. Там дети знакомятся с разнообразной литературой: справочники, энциклопедии, научно — познавательная литература. На уроках предлагаем учащимся разрабатывать темы, исследования по которым можно провести в школе: «Чем вреден табак?», «Нужна ли сменная обувь?», «Биоритмы и человек» и т.д. Ответственным этапом в научно-исследовательской работе с учащимися является подбор литературы.
Особую роль в развитии учащихся играют исследовательские проекты, реализуемые на основе системного подхода к познанию мира природы. Рассмотрим особенности организации работы над исследовательскими проектами.
I. Выбор темы проекта. Формулировка темы и содержание проекта должны предполагать:
- интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
практическую ориентацию целей, задач и содержания работы,
- предметно-объектный принцип исследования,
- практическую значимость результатов проекта.
II. Этапы организации проектной деятельности, их содержание.
- Подготовительный этап:
- формулировка темы и ее осмысление;
- формулировка проектного задания и анализ его содержания;
- постановка проблемы через противоречие;
- установление мотивации к действию;
- выявление объекта и предмета исследования;
- формулировка гипотезы исследования.
- Этап планирования:
— определение направлений работы для реализации проектной задачи;
— составление программы проектной деятельности;
— определение источников информации и способов её сбора;
— определение методов исследования по отдельным направлениям;
— определение способов представления результатов (формы отчёта):
— установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности.
- Этап исследования (экспериментальный):
предполагает обязательное использование основных инструментов исследования:
— интервью, опроса, наблюдения, эксперимента;
— анализа литературы, статистических и опытных данных и т.д.
На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:
— поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям;
— сбор информации микрогруппами или парами;
— решение промежуточных задач в группах экспертов.
- Результативно-аналитический этап:
— обмен информацией между базовыми группами экспертов;
— анализ собранной информации;
— формулирование промежуточных выводов;
— постановка новых проблем, возникших по ходу выполнения проекта;
— продолжение работы в укрупнённых базовых группах иного состава по завершению сбора информации для выполнения проектного задания; формулировка итоговых выводов и их аргументация.
- Отчётно-презентационный этап:
— обсуждение коллективом проектантов возможных форм представления результатов;
— распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;
— выполнение отчета;
— презентация результатов проекта.
- Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности:
обсуждение практической значимости проведённого проектного исследования:
— Что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?;
— оценка проектной деятельности учащихся учителем.
III. Особенности презентации и оценивания результатов проекта и проектной деятельности.
Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного «шоу», поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудио-визуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.
Работа над проектом заканчивается коллективным обсуждением и оцениванием результатов. При этом необходимо опираться на основные элементы проектной работы, качество основного продукта и качество процесса работы. Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость групп и отдельных учащихся, логика построения и реализации программы проекта и исследовательских программ групп экспертов, качество использования источников информации и их интерпретации, корректность выводов, эффектность презентации результатов, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта.
За последние 4 года в исследовательской работе наших учащихся появилось много положительных результатов. Исследовательские проекты выполняются как отдельными учащимися, так и группами учеников. Практика показала, что для успешной работы нужно придерживаться следующих принципов:
— значимость — дети с удовольствием выполняют исследование, если оно актуально;
— увлечённость – можно увлечь каждого, но иногда приходится терпеливо ждать, когда ученик тебе поверит;
— успех – успешное выступления учащихся старших классов притягивают к работе, порой черновой и неинтересной, учеников 5-7 классов;
— раскрытие личности – этот принцип становится наиболее заметным в старших классах; не все наши ученики становятся биологами, но соблюдать экологические законы они будут и там, где им придётся работать;
— сопричастность – позволяет развивать желание помочь растениям и братьям нашим меньшим.
В качестве примера приведём только несколько интересных исследовательских работ, выполненных за последнее время.
— «Изучение численности и возрастного спектра тысячелистника обыкновенного» (2010 г., Чернова Т., 7 класс) — Почётная грамота в V городской научно – практической конференции школьников «Первые шаги в науку»;
— «Выявление содержания гумусовых веществ в почве учебно – опытного участка МОУ-СОШ №7» (2010 г., Лукашенко Т., 9 класс, Бойкова Е. 8 класс) — областная конференция научно-исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее». Эта исследовательская работа была представлена на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науке», где Бойкова Е. получила звание лауреата.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся при выполнении проектов по биологии, химии, географии, победы и участие авторов проектов в различных конкурсах повышают уровень естественно научного образования в школе.
Список литературы
- А.И.Савенков «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека журнала «Директор школы» №1-2001 г., М. «Сентябрь» 2001 г.)
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993.
Саблина Татьяна Ивановна