Особенности нравственного воспитания на уроках литературы

Разговор на тему «Нравственное воспитание на уроках литературы», которая именно для преподавателя-словесника кажется очень понятной, близкой, в действительности очень неоднозначен. Произведения, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? А как понять, что считать хорошим? Плохим? Может ли человек быть абсолютно положительным? Как помочь детям найти ответы на такие сложные вопросы, используя ресурсы предмета? Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, понимаешь: современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствовать не только ученика, но и учителя.

Пожалуй, трудно спорить с тем, что именно нравственное воспитание — одна из важных   целей, предусмотренных общественным заказом наряду с приобретением школьниками специальных знаний и навыков. Но жизнь показывает, что, овладев всеми предписанными УУД, т.е. определёнными навыками работы с художественным произведением, и даже научившись постигать проблемы формирования характера, внутреннего мира и поведения героя, человек бывает очень далёк от нравственных норм и идеалов. Развитый интеллект вовсе не гарантирует соблюдение моральных правил, культуру души, чувств. Значит ли это, что изучение  литературы должно преследовать иные цели – развитие предметных навыков и получение эстетического удовольствия? Но ведь именно уроки литературы дают возможность осветить внутренний мир человека. Особенно это важно, если речь идёт о детях, ведь у них только складывается система ценностей. Восприятие художественной идеи произведения должно быть результатом не только логических выводов, но и душевной работы, в процессе которой они или обогащаются чужим опытом, или же отвергают его.Причём нельзя не учитывать,  что учащиеся  приходят в школу отнюдь не на «нулевом» уровне  духовного и эмоционального развития и с очень разным жизненным багажом. И никакой  учитель, каким бы талантливым и благородным он ни был,не может с абсолютной уверенностью сказать, что даже лучшие уроки в состоянии перечеркнуть отрицательный опыт ребёнка. Да и необходимо ли это? Значительно важнее показать входящему в сложный мир человеку, что отрицательный опыт – тоже шаг в познании сложного и многогранного мира,а какие уроки будут извлечены… — выбор дальнейшего пути в конечном счёте будет за  самим «юношей, обдумывающем житьё».

В связи с этим представляется интересной статья В. Гройсмана «А судьи кто?». Привлекает  внимание взгляд автора на роль учителя в литературном образовании школьников.«Мне кажется, что литература сама по себе не очень хороший воспитатель. Ведь в художественном произведении очень сильно субъективное начало… В любой личности много такого, что  необходимо заглушить, чтобы расслышать небесные голоса». То есть небесные голоса как сакральную истину учителя познают опосредованно, через позицию автора, и передают её ученику. Не всегда задумываясь над вопросом: в том ли их миссия?

«Желающий на примере литературы учить просто нравственности не только обрубает основу всякой нравственности, но и впадает в неминуемый субъективизм».Выход автор видит в «прочной укоренённости  на материалах произведения»: «Если учитель говорит  на свободную тему по мотивам произведения, то это пустое говорение, как бы ни был благороден говорящий.. Только исследовав детали и микроскопические движения текста, мы приблизимся к пониманию не только произведения, но и автора. Детали и особенности должны послужить единственным материалом для наших выводов. Если же поставить главной целью пробуждение интереса к литературе любой ценой, то можно дойти до преподавания детям не литературы, а некоей житейской мудрости». Действительно, велик соблазн для учителя, с его жизненным опытом, описать ученику  моральную норму, забыв о том, что любой опыт не абсолютен.

«Исследовав произведение  и поняв его автора, учитель должен подвести ученика к проблеме выбора. Выбор всегда есть у героя, он есть и у автора… проблема, стоящая перед автором, стоит, разумеется,и перед учеником; можно оценивать    пути, открывающиеся от развилки, но не стоит пытаться учить ученика «правде» в нашем понимании. Это будет неполная правда»…

Можно соглашаться или спорить с В. Гройсманом, но мне представляется, что понимание автора  и его произведения через микроскопическое исследование текста – один из самых верных путей, которые помогут ребёнку отслеживать и анализировать свои и чужие поступки, мысли, переживания…

Особое  место в школьной программе по литературе занимает тема «Мир ребёнка – мир взрослого». Взгляд на окружающее глазами своего сверстника помогает лучше понять своё место в сложном мире, сопоставить свой опыт с чужим, выработать свои жизненные принципы.

Так, при изучении рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»пятиклассники с интересом ищут ответ на вопросы «Каковы истоки  мужества Васютки? Что помогло 13-летнему мальчику выжить в тайге?» Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять следующее:

Кто такой Васютка?

  • Внук и сын рыбака
  • Внук и сын таёжника
  • Помощник (чей?)

 

Значимые люди в окружении мальчика – кто они?

Что узнаём в начале рассказа об отце? (Анализ и вывод)

Коллективный портрет рыбаков (наблюдения: как готовятся к ходу рыбы).

Мать («мал таёжные законы переиначивать») – почему такая позиция?

Дед (что о нём узнаём  в начале рассказа? Фигурирует ли его опыт в дальнейших поступках  и  мыслях Васютки?)

 

Выбор методики за учителем, но в любом случае именно на основе анализа(цитат, ключевых слов)ученики делают выводы об отношении к   своему делу, о внутреннем мире отца,рыбаков, дедушки… Так же дети выбирают эпизоды, в которых  проявляются «таёжные» знания Васютки: «..он вспомнил: глухаря часто берут с собакой», «вспомнил слова дедушки: «Вызвездило – к холоду!» и др. При этом определяют источник опыта: «слышал от рыбаков», «вспомнил слова дедушки», «определил намётанным глазом» и т.д.  Дети сами замечают, что в переломный момент он вспоминает слова «Тайга хлипких не любит»;что победу над отчаянием знаменует фраза «стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов  рыбаков и охотников». Дальнейшие наблюдения за действиями героя (разведение костра, подготовка к ночлегу, приготовление пищи и др.) показывают, что спастись ему помогает, во-первых, вековой опыт таёжников, переданный старшими;во-вторых, внимание, наблюдательность, способность воспринимать эти знания. Кроме этого, важным оказывается поиск ответа на вопрос: «Можно ли считать трусом мальчика, который постоянно испытывает страх?» Чтобы обосновать мнение, ученики отбирают эпизоды, в которых можно проследить борьбу Васютки со страхом, опора — ключевые словосочетания: «набравшись храбрости», «подбадривал себя», «сдержал себя», «подбадривал себя» и др. Таким образом, работа основана на анализе деталей текста. Думается,  нельзя не обратить внимания  на поведение взрослых, особенности их отношения к происшествию: «Пропал пескаришко» — «Подумаешь, поплутал маленько». Разрешить противоречие этих высказываний, понять, какое из них передаёт истинное состояние говорившего, поможет пристальное внимание к поведению,. И отнюдь не праздный вопрос: «Оправдано ли волнение взрослых за детей?» Очевидно, что у героя    был не один путь поведения в сложившихся обстоятельствах, и он сделал свой выбор. Кроме этого, читатель может задуматься, чем является для человека тайга (природа) – враждебная сила, «молчаливая, равнодушная»,  или помощница. Как относиться к ней? И таких вопросов, требующих размышления и выбора, может быть поставлено немало.

Совершенно иными мы видим отношения детей и  взрослых в рассказе И. Бунина «Цифры». Повествование ведётся от имени «мудрого дяди». Поэтому взрослому читателю легче понять поступки и мысли главного героя. Ребёнку же объяснить значение многоточия в конце 1 главы («Я, видишь ли,  очень, очень умный дядя…»)  будет нелегко даже после анализа текста.

Уже в начале работы  мы выясняем причины поведения дяди и племянника. Дядя «соврал», т.к. ему «не хотелось идти в город». Племянник    испытывал «радость, смешанную с нетерпением». И  опять детали помогают увидеть, что мальчик с самого начала понимает  ложь взрослого («не царский день»); что взрослый, оправдывая себя «мудрым» правилом («не полагается баловать детей»), чувствует свою вину («понимая, что совершаю великий грех, лишаю тебя радости»). На протяжении развития конфликта мы наблюдаем «игру» взрослого: «сделал вид, как будто между нами ничего не произошло», «сделал вид, что не замечаю тебя», «не только не забыл о тебе… должен был употреблять усилия, чтобы делать вид», «продолжать разыгрывать роль спокойного и рассудительного».  Фальшь поведения взрослого контрастирует  с искренней радостью и нетерпеливым ожиданием ребёнка, хорошо  понятным  ученикам. Проанализировать кульминационную сцену помогает таблица

Таблица помогает увидеть оценку, которую взрослый дал своему состоянию, равно как и состоянию ребёнка. Мы наблюдаем внутреннюю борьбу взрослого, переживания и детскую неуклюжую попытку играть. И опять сложные вопросы, ответы на которые можно дать, только наблюдая за движениями души героев. А ведь автор вспоминает о случае, произошедшем некоторое время назад. Зачем он мысленно возвращается к нему?  Именно детальный  анализ помогает  не выносить однозначных обвинений и оправданий поступкам героев.

Такой анализ помогает прийти к выводу, что вообще мир очень неоднозначен,и взрослые тоже не идеальны.Их выбор  тоже может быть неверным, то есть они могут совершать нечто предосудительное и  переживать свою вину. Таким образом, вооружая детей        знаниями о многомерности мира, мы помогаем им формировать важные моральные установки, нравственные качества, гражданскую позицию, культуру поведения.

Воспитание- долгосрочный, трудоёмкий процесс, требующий кропотливой, очень непростой работы. Но другого пути нет, если мы хотим, чтобы  дети усвоили все нормы нравственности от  простых форм до высших проявлений человеческого общежития. Учитель должен помочь ребёнку пройти этот путь. И литература в этом отношении – средство познания и воспитания, ибо в ней запечатлен нравственный опыт человечества от древнейших времен до наших дней. И уроки литературы должны дать школьникам не только понимание духовных ценностей, но и помочь делать важные открытия в мире.

 

Власова Наталья Александровна