Проблема мотивации в современной школе

Проблема мотивации учащихся в школе всегда стояла остро. Сегодня заинтересовать изучением школьной программы становится всё сложнее. Убедить в необходимости теоретических знаний, например, по информатике  — очень сложная задача для учителя. Постоянное привлечение внимания  игровыми ситуациями, интересными фактами и проектными формами работы не может дать оптимального результата без внутренней мотивации к учению у самого ученика.

Известно, что мотивация – это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, активность, способность удовлетворять свои потребности.

Что может влиять на формирование мотивации учения? В этом процессе существенную роль играет окружение подростка, влияние общества, принципы воспитания и взаимодействия в семье. Однако и учитель в классе тоже может способствовать формированию учебной мотивации.  Существует достаточно много педагогических стратегий, способствующих возникновению и поддержанию познавательных мотивов, проводятся исследования, идёт активное обсуждение проблемы среди педагогов и психологов. Хочу остановиться на некоторых интересных моментах.

Важно, чтобы учитель был компетентен в своей области и сам мотивирован на то, чтобы стать источником мотивации для своих учеников. Он должен осознавать способность влиять на учеников, увлекать за собой.

Проблема мотивации «слабых» учеников очень актуальна, так их безразличное отношение к уроку влияет на общий настрой класса. Ошибочным является поведение учителя, когда он не получая от немотивированных «слабых» учеников необходимых результатов, считает, что нет смысла тратить на них время и силы. При этом они становятся ещё более неуспевающими. Значит, для формирования мотивации необходимо предоставить равное внимание и возможности всем ученикам. Большое значение имеют позитивные комментарии, выслушивание со вниманием, умение увидеть и отметить успехи, тем самым повышая самооценку в данной учебной деятельности.

Для формирования мотивации надо создавать ситуации, в которых ученику необходимо активно учиться, т.е. планировать и реализовывать действия, направленные на решение учебных задач. Например, самостоятельно приводить примеры, формулировать  понятия, синтезировать знания на практике (во время выполнения практических работ при изучении офисных программ).

Деятельность должна накладывать на ученика определённую ответственность, позволяя ему делать выбор, например, метода действия, источников информации, варианта предоставления результата или самого задания.

Деятельность учения должна быть продуктивной и иметь конкретный визуальный продукт. Очень позитивные результаты дают обучающие практические работы при изучении офисных программ или программирования. Особенность этих работ – конечный продукт  должен получиться у всех без исключения учащихся, а плохие оценки не выставляются. В результате повышается удовлетворённость учебным процессом, уверенность в себе, что мотивирует к дальнейшей работе и учёбе.

Деятельность учения должна быть вызовом для ученика, не должна быть рутиной. Для этого учитель может построить процесс как ряд препятствий, подбирая их сложность для отдельных учеников или групп.

Возможность взаимодействовать с другими учащимися для подростка может стать достаточным стимулом для мотивации.

Возможно, многие замечали, что в условиях ограниченного времени часть учащихся теряет интерес к заданию (всё равно не успею), поэтому важным фактором мотивации является предоставление достаточного времени для спокойного  и вдумчивого решения учебной задачи.

При решении проблемы мотивации необходимо учитывать и психологические особенности учеников. Одним для активного включения в деятельность нужна проблема, загадка и им интересно самим найти алгоритм решения. Но для  большой части детей учебная деятельность должна включать чёткие алгоритмы деятельности и конкретный ожидаемый результат. В такой ситуации они чувствуют себя уверенно и мотивированы на выполнение задания. Осуществление такого подхода требует от учителя внимательности к каждому ученику и более тщательной подготовки.

Решая проблему мотивации своих учеников, каждый учитель ищет свои пути, приёмы достижения цели. И наградой будет успех каждого ученика.

 

Т.В.Тютина