Проектная деятельность в начальной школе.

Автор: Никитенко Наталья Александровна

Образовательное учреждение: МБОУ «Саскалинская СОШ»

Населенный пункт: с. Саскаль, Амурская область

Тема: Проектная деятельность в начальной школе.

Раздел библиотеки: Статьи

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Учителю остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1) Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2) Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3) Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4) Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5) Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Я поделюсь опытом использованием проектной технологии в начальных классах во внеурочное время. Два года назад я выбрала программу внеурочной деятельности «Юный исследователь». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в использовании такой программы. Программа «Юный исследователь» ориентирована на следующие направления: проектное, социальное, общеинтеллектуальное. Программа составлена на основе программы курса «Я исследователь» Автор: Савенкова Л. И., и сборника «Программы внеурочной деятельности» — М.: Академкнига, 2011. –Ч.2 Авторы программ: Р. Г. Чуракова, Т. М. Рагозина, И. Б. Мылова.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

В самом начале работы нам с учащимися приходилось работать над такими темами как: что такое проект? Как выбрать тему проекта? как формулировать цели, задачи, гипотезы? Как работать с дополнительной литературой? Как выбрать самую нужную информацию из множества?

Заводились тетради, туда записывали слова с которых формулировались цели, задачи, гипотеза. Выдавались памятки, в которых все подробно прописано. Все значимые проекты начинались с обращения к родителям с разъяснением того, что собой представляет тот или иной проект. И с просьбой оказать помощь в подготовке. Нужно сказать, что здесь то и крылась первая проблема!! Те родители, у которых есть какое то образование и конечно же желание помочь ребёнку всегда шли навстречу. Спрашивали, предлагали свою помощь. И конечно же приходили на защиту проекта. А те родители, которые зная о деятельности ребёнка, просто не могли помочь в силу выше указанных причин. Тут конечно сама садилась вместе с ребёнком и делала работу.

Наиболее запоминающимися стали проекты, конечно же, те, которые ребята выполняли с наибольшей самостоятельностью, это «Моя семья», «Мой друг словарь», «Приамурье сказочное», «Экологические знаки. Какие они бывают и что значат», «Комнатные растения», «Семейные реликвии», «Моё хобби». Продуктами этих проектов стали компьютерные презентации, исследовательские работы, книжки-малышки, поделки, выставки семейных реликвий, фотовыставки, сочиненные сказки.