Автор: Селезнева Марина Юрьевна
Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад «Теремок»
Населенный пункт: п. Орловский, Ростовская область
Тема: Разработка специалистами ГБДОУ индивидуального маршрута для детей групп риска в условиях ДОУ комбинированного вида
Раздел библиотеки: Статьи
Дата публикации: 10.04.2019
Актуальность изучения и предложения темы разработки путей индивидуального сопровождения возникла из следующих соображений:
Требования ФГОС (вступление в силу с 1 января 2014 года Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»)
Увеличение числа детей, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.
Растерянность и беспомощность взрослых (как родителей, так и педагогов) в индивидуальном сопровождении ребенка.
В нашем детском саду 11 групп: 7 групп общеразвивающей направленности,
2 группы компенсирующей направленности, 2 группы раннего возраста. На базе детского сада работают специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по плаванию, педагог-психолог, врач-педиатр.
Почти в каждой группе есть дети, у которых наблюдается речевое или (и) психическое отставание в развитии.
ФГОС, в рамках написания образовательной программы, рассматривает такой раздел, как «Индивидуальный образовательный маршрут».
На основе совместного планирования специалистов мы предлагаем примерные маршруты для детей с различными особенностями, нуждающимися в индивидуальном сопровождении.
В стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, определяются особые условия получения им образования.
Стандарт направлен на решение задач обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (независимо от пола, национальной принадлежности, языка, социального статуса и других особенностей).
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА
Обследование (мониторинг)
Полное речевое обследование с целью выявления возможных нарушений лексико-грамматических категорий, фонематических представлений и звукопроизношения.
— На этапе сбора информации, необходима беседа с родителями для
выяснения приоритетного языка для общения в семье.
— Разъяснение родителям важности общения на русском языке для
полноценного развития ребенка и его скорейшей адаптации в
условиях русскоговорящего населения.
Выявление уровня физической подготовленности
Сопоставление результатов обследования на предмет гармоничного развития ребенка (как интеллектуального, так и физического)
Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национальным культурам, социальным слоям, и имеющие различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Создание условий для консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей (консультации, открытые мероприятия, родительские собрания)
Создание адаптированной предметно-развивающей среды.
В идеале – создание психологической и медицинской помощи для каждой категории детей (психолог, врач, дефектолог, медицинские мероприятия: физиотерапия, массаж, плавание, медикаментозное сопровождение)
Рассмотрим следующие примеры различных индивидуальных маршрутов по предложенному плану.
Ребенок с билингвизмом
Билингвы – это люди, с рождения или раннего возраста владеющие двумя и более языками, и живущие в определенном языковом сопровождении.[2]
При обследовании особое внимание уделяется разделу «грамматика» и «фонетическое восприятие». При обследовании звукопроизношения иметь в виду фонетические особенности родного языка.
Каждой национальности присущи свои антропометрические и физические особенности (например: короткие ноги, длинные руки, несоответствие длины конечностей, коренастость и т.д.). Следует отметить, состоит ли ребенок на учете у специалиста ортопеда (хирурга) по особенностям опорно-двигательного аппарата. Поэтому при обследовании физической подготовленности необходимо учитывать эти компоненты.
Условия: использование этнокалендаря (беседы о существовании различных народов и национальности, которая присутствует в группе), чтение сказок народов мира, знакомство с национальными костюмами, культурой, музыкальными инструментами, различные национальные игры.
Кроме запланированных родительских собраний, открытых мероприятий в течение года проводятся индивидуальные консультации для родителей. Обучение родителей выполнению рекомендаций специалистов и воспитателей ДУ. Совместные консультации специалистов ГБДОУ по оптимизации и коррекции маршрута.
Категория «Билингвы» не нуждается в создании адаптированной предметно-развивающей среды.
На этапе адаптации – усиленное индивидуальное сопровождение со стороны педагога-психолога, посещение бассейна (снижение зажатости, подъем настроения), при необходимости – врача-педиатра.
Ребенок с педагогической запущенностью
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.[3]
Более подробно обследовать состояние словаря, т. к. у детей с педагогической запущенностью часто наблюдается количественное несоответствие пассивного и активного словаря. Следует отметить, что в данной категории детей импрессивный словарь более развит, а объем экспрессивной речи остается только на бытовом уровне. Несомненно,
у детей с педагогической запущенностью будут достаточно низкие
показатели и по всем остальным разделам речевого развития.
По уровню физической подготовленности эти дети могут очень разниться между собой. Они могут показать довольно высокие показатели выносливости, быстроты, гибкости, силы, но при этом не обладать правильной техникой выполнения заданий. А иногда наоборот не проявлять интереса к выполнению упражнений или даже бояться выполнять их. Как правило — это ниже среднего, средний уровень.
Условия: Цикл бесед о том, что все люди разные, все по-разному
воспринимают информацию и по-разному применяют полученные знания
на практике и в повседневной жизни. Создание проекта «Мы спешим на
помощь» и объяснение детям необходимости помогать более слабым.
Кроме запланированных родительских собраний, открытых мероприятий
в течение года проводятся индивидуальные консультации для родителей.
Привлечение родителей к совместному образовательному
сопровождению ребенка с семьей и ДУ. Совместные консультации
специалистов ГБДОУ по оптимизации и коррекции маршрута.
Для детей с педагогической запущенностью необходимо включить в
развивающую среду упрощенные варианты всех категорий игр (сюжетно-
ролевых, театрализованных, настольно-печатных, дидактических) и
заданий с постепенным усложнением, и доведением их до необходимой
возрастной нормы.
В течение года — усиленное индивидуальное сопровождение со стороны
педагога-психолога на предмет доведения неречевых психических
процессов до возрастной и социальной нормы, инструктора по плаванию
(релаксация в воде), при необходимости – наблюдение врача-педиатра.
Ребенок с гиперактивностью:
Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышают норму. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Весьма часто встречаются СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, основным признаком которого является невозможность сосредоточиться. [3]
Специфических речевых нарушений в результате обследования может быть и не выявлено. Возможны варианты грубого нарушения слоговой структуры и нарушения звукопроизношения по боковому и межзубному типу. В таком случае, мы говорим уже о более серьезной неврологической патологии, которая требует медикаментозного сопровождения со стороны невролога. В результате обследования, если у воспитателя возникают сомнения и/или вопросы по поводу речевого развития необходимо получить консультацию у учителя-логопеда.
Уровень физической подготовленности у гиперактивных детей низкий, ниже среднего, (реже) средний. Движения этих детей нескоординированы, спонтанны, не гармоничны. Тонус в мышцах повышен, нет пластичности. Как правило, они не гибкие, очень зажаты. Наблюдаются проблемы при выполнении заданий на ориентировку в пространстве (особенно в движении). Большие трудности вызывают упражнения, которые требуют наибольшей скоординированности движений (например: школа мяча, скакалки, различные виды прыжков).
2. При планировании видов деятельности педагог должен учитывать
своевременную смену активных и пассивных игр, различных видов
деятельности, в т.ч. двигательных.
3. Кроме запланированных родительских собраний, открытых
мероприятий в течение года проводятся индивидуальные консультации
для родителей. Привлечение родителей к совместному воспитательному
и образовательному сопровождению ребенка с семьей и ДУ. Разъяснять
необходимость медицинского сопровождения ребенка, особенно в
периоды обострения. Совместные консультации специалистов ГБДОУ
по оптимизации и коррекции маршрута.
При построении предметно-развивающей среды необходимо более
насыщенное наполнение настольно-печатными играми (конструктор,
пазлы, лабиринты, мозаика), тренажерами по дыхательной гимнастике.
Так же нужно учитывать индивидуальные способности и наклонности
ребенка к творческим видам деятельности: в уголке художественно-
эстетической деятельности должны быть широко представлены разные
виды раскрасок, штриховок, обводок, при работе с которыми используются
различные виды цветных карандашей, восковые мелки, краски. Кроме этого
различные виды пластилина, глины, которые способствуют не только
развитию творческих способностей, но и стимулируют развитие мелкой
моторики. Развивая графомоторные навыки, мы помогаем ребенку снизить
физическую активность, и способствуем снятию очага возбуждения в
головном мозге.
5. Основным компонентом при адаптации ребенка, и во время нахождения его
в детском саду является соблюдение режима дня. Постоянный контроль у
врача невролога, с обязательным выполнением рекомендаций и назначений.
Весьма желательно посещение бассейна с целью расслабления мышечного
тонуса, улучшение общего состояния. При необходимости – поддержка
педагога-психолога.
Литература:
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
Selfmadetrip/com Дети-билингвы: особенности воспитания Zarina Allani
Детская неврология. Л.О.Бадалян.- М., «МЕДпресс-информ», 2010.
Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. А.В.Кенеман; под.ред. Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. –
239 с.: ил.