На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе.
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.
Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем, в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют метапредметными (общеучебными) умениями.
Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.
Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Педагоги-практики считают, что умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.
По мнению Лошкарёвой, все метапредметные умения можно разбить на четыре группы:
- учебно-организационные;
- учебно-интеллектуальные;
- учебно-информационные;
- учебно-коммуникативные.
Обучение различным видам чтения играет неоценимую роль в формировании метапредметных умений и навыков и развитии ученика как личности.
Чтение художественных текстов на английском языке развивает такие метапредметные навыки как:
– совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (умение прогнозировать содержание текста по заголовку, по имеющимся в тексте рисункам, списывать текст, выписывать из него отдельные слова и предложения и т.п.);
– овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы, контекст;
– совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
– учатся осуществлять самоконтроль, самооценку.
Однако, целью обучения чтению в школе является формирование и развитие умений чтения как вида речевой деятельности, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео, в том, что это – труд. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирующий в нём эти качества.
Плотникова Наталья Евгеньевна