Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно развивать у ребенка основы логического мышления. Ребенок, с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и.д.).
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Наиболее эффективным развивающим пособием являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. А в связи с введением ФГОС ДО, он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
Изучив методику, я работаю с блоками в течение 3 лет в рамках пилотной площадки по введению и реализации ФГОС ДО.
Данное универсальное развивающее пособие позволяет:
- Познакомить дошкольников с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать пространственные представления
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Что же такое логические блоки Дьенеша? Это объемные эталоны форм и геометрических фигур, различающихся четырьмя свойствами:
- формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- цветом — красные, желтые, синие;
- размером — большие и маленькие;
- толщиной — толстые и тонкие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки , на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Когда дети свободно научатся пользоваться карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» ( не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т.д.). Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
На основе логических блоков мною приобретён и изготовлен игровой материал. Автором игр с блоками Дьенеша является Б. Б. Финкельштейн. Все они основаны на технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Основная концепция данной теории: знания не передаются, а добываются детьми в ходе интеллектуально-игрового процесса, что в полной мере соответствует ФГОС ДО.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами в частности программой « От рождения до школы» и образовательной программой нашего ДОУ.
Практически все игры и занятия с блоками Дьенеша возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами.
1 этап этап Знакомство с блоками
Возраст: 3 – 4 года
Знакомлю детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщино
2 этап «Выявление и абстрагирование свойств»
Возраст: 4 – 5 лет
Основные Задачи:
- Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств.
- Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
Например, игра «Цепочка»
3 этап «Сравнение, классификация, обобщение »
Возраст 5 – 6 лет
Развиваю у дошкольников умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам
Развиваю умение сравнивать предметы по заданным свойствам
Как пример «Игры с обручами»
4 этап «Логические действия и операции»
Возраст 6-7 лет
Основные задачи:
- Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»
- Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее
- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению
- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»
Например игры « Заселяем домик», « На свою веточку».
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности.
Блоки Дьенеша использую в процессе организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей и в досуговой деятельности совместно со взрослыми.
Организованная образовательная деятельность.
Игра «Найди нужную фигуру».
Самостоятельная игровая деятельность.
Игра «Художники».
Совместная деятельность с детьми. Игра «Заполни пустые клеточки»
Совместная деятельность с детьми. Сюжетно-ролевая игра « Магазин».
Досуговая деятельность. Математическое развлечение «В поисках клада с капитаном Врунгелем».
И в заключение, главное помнить, уважаемые коллеги, что все дети развиваются индивидуально. И заниматься с интересом ребенок будет лишь тогда, когда задание для него будет выполнимо, по его силам, но не настолько сложное, чтобы он самостоятельно не смог справиться. В противном случае, интерес детей пропадет надолго. А нам взрослым необходимо запастись терпением. И вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Как станет удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления! А в будущем сможет решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.
Сыроежкина Наталья Вадимовна