Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования к человеку:
-обучаемость, т.е. способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;
интеллектуально-физическое развитие, что может обеспечить доступ к технологиям только интеллектуально развитым личностям;
-креативность, или способность мыслить и действовать творчески;
-быть патриотом своего Отечества, с гуманными и высокими нравственными установками.
Формирование активной позиции в познании -главная задача всего учебного процесса, утверждает в своих трудах Т.Н.Шамова, которая, проведя анализ особенностей познавательной деятельности школьников, выделила три уровня активности:
1 уровень -воспроизводящая активность, характеризует стремление ученика понять, запомнить и воспроизвести знания.
2 уровень-интерферирующая активность, когда ученик стремится к выявлению смысла, изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способом применения знаний в измененной ситуации.
3 уровень- творческий, при котором деятельность школьника характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поиском нового способа в их проникновение. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение-это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.
Ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – изменение самого ученика. Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Ученик решил задачу, написал диктант – результат -выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с учеником: он научился решать задачи, правильно писать безударную гласную. Какими мотивами может и должна побуждать такая деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, т.е. мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняется новым содержанием и обретает новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это не просто позиция ученика посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области.
Спросите любого первоклассника, собирающего в школу, хочет, ли он учиться и как он будет учиться. Получать каждый из них намерен пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе –важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы. Надо учить и воспитывать детей так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. Светлая, радостная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний.
Использование местного исторического материала в учебных целях обращает учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработать творческое мышление, твердость убеждений. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Программный материал, иллюстрированный краеведческим материалом, усваивается учащимися лучше и прочнее. Глубокое знание своего города прививает любовь к земле. Большое значение в формировании познавательного интереса имеют экскурсии. Особенностью ребенка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность в выдумке.
«Прозрачный квадрат» -увлекательная игра, эффективное средство развития ребенка. Игры с геометрическими фигурами способствую успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку соотношение целого и части. Совершенствование интеллекта: сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание. Конструирование различных фигур развивает мышление, совершенствуется память и воображение.
Дети любят играть. Взрослые хотят сделать из своих малышей вундеркиндов. Как совместить оба желания? Отнестись к выбору детской игрушки серьезно. Она должна быть красивой, безопасной, долгоиграющей, любимой. С такой игрушкой ребенок сделает важные для себя «открытия», научится читать, считать. Основа его будущих успехов -хорошая память, внимание, логика, творческие способности, мелкая моторика -все это будет тренироваться, развиваться в игре –головоломке. «Забавы» с геометрическими фигурами –это настоящие головоломки. Придется «поколдовать», прежде чем получится, казалось бы, хорошо знакомая фигурка. Квадрат не только оживает, но и может бесконечно трансформироваться, и это чрезвычайно привлекательно для детей. Задания познавательно творческого характера.
Игра-конструктор «Геовизор» развивает внимание, память, элементы логического мышления, навыки работы со схемами, умение ориентироваться в пространстве. С помощью точек на координатной сетке «Геовизора» можно «зашифровать» любую фигуру. Затем, соединив точки, можно достроить до любого предмета.
Все взрослые хотят, чтобы их дети хорошо учились. Но что для этого нужно? Во –первых, помочь им стать более «обучаемыми», выработав комплекс так называемых общеучебных умений и навыков, которые способствуют качественной познавательной деятельности, а также развить способность не только к быстрому приобретению знаний, но и к эффективному применению на практике. В рабочих тетрадях, входящих в серии «Развитие творческих способностей детей», представлена эффективная методика, которая направлена на развитие творческих способностей в системе как специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Его структура включает 4 последовательных этапа: разминку, развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения), а также работу по формированию и развитию на основе специальных задач, в том числе и по вводу рациональных приемов, ориентированных на организацию управляемой (а не путем «проб и ошибок») деятельности учащихся, позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и творческих способностей, этап решения развивающих частично-поисковых задач, выполнение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.
Котлярова Оксана Анатольевна