Развитие связной монологической речи.

Автор: Романова Анна Геннадьевна

Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 584 «Озерки»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Развитие связной монологической речи.

Раздел библиотеки: Статьи

Одной из основных целей реализации Государственной программы дошкольного образования является развитие детской речи. От уровня овладения дошкольником родным языком и в частности связной речью, на которой строится вся учебная деятельность, во многом зависит успешность обучения будущего первоклассника.

Интересно мнение известного ученого Ф.А. Сохина о том, что при стихийном речевом развитии ребенок не может достичь высокого уровня связных высказываний, необходимо целенаправленное научное, системное их формирование.

Значение связной речи:

1. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению

От уровня развития связной речи зависит впрямую успеваемость ученика (ответы у доски, сочинения, изложения, рассуждения).

3. Без умения четко формулировать свою мысль невозможно полноценное самопознание и саморазвитие личности.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, т.е. рассказ.

С точки зрения характера рассказывания выделяют следующие виды рассказывания:

— рассказ повествование,

— рассказ описание,

— рассказ рассуждение.

С точки зрения реальности события рассказы делятся на:

— фактические (реальные события);

— творческие (воображение ребенка).

Для развития связной речи у детей были выделены два вспомогательных фактора:

— наглядность

— зрительный план высказывания.

Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.

Л.С. Выготский: «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, заключающей последовательность этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено сменялось последующим».

Первый вид рассказывания – воспроизведение рассказа, составление по демонстрируемому действию.

Наглядность представлена максимально – в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей.

Составление рассказа по следам демонстрированного действия.

Наглядность и план рассказа те же, что и предыдущем этапе. Упражнение достигается за счет отсутствия речевого образца взрослого. Рассказ дети составляют по его вопросам.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.

В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.

На начальном этапе формирования связной речи предлагаются следующие виды рассказывания:

— воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

— составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

— пересказ рассказа с использованием магнитной доски;

— пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

— составление рассказа по серии сюжетных картин;

— пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

— составление рассказа по одной сюжетной картине.

Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.

— Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

— Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

— Составление рассказов по прослушанному тексту.

— Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

— Составление рассказов по памяти.

— Составление рассказов по схемам.

— Составление рассказов по символам.

— Составление рассказов по предметам и объектам.

— Составление рассказов по предметным картинкам.

— Составление рассказов по заданным слова.

Основные направления развития связной речи

Выделяют пять обязательных направлений:

— Определение мотива (для чего рассказывать).

— Активизация познавательных процессов (как рассказать).

— Уточнение замысла (о чем рассказывать) – анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

— Составление плана (в какой последовательности рассказывать) – для дошкольников

схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы-заменители.

— Отбор языковых средств (что рассказывать) – отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, более четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.

Стимулирующий наглядный материал

— Тексты с картинками включениями

— Натуральные предметы и объекты

— Фотографии

— Пиктограммы

— Иллюстрации

— Опорные сигналы

— Фигурки от киндерсюрпризов

— Настольные игрушки

— Коллажи

— Предметы заменители

— Видеоматериалы

— Слайды

— Диафильмы

— Детские рисунки