Автор: Романова Анна Геннадьевна
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 584 «Озерки»
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Развитие связной монологической речи.
Раздел библиотеки: Статьи
Одной из основных целей реализации Государственной программы дошкольного образования является развитие детской речи. От уровня овладения дошкольником родным языком и в частности связной речью, на которой строится вся учебная деятельность, во многом зависит успешность обучения будущего первоклассника.
Интересно мнение известного ученого Ф.А. Сохина о том, что при стихийном речевом развитии ребенок не может достичь высокого уровня связных высказываний, необходимо целенаправленное научное, системное их формирование.
Значение связной речи:
1. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению
От уровня развития связной речи зависит впрямую успеваемость ученика (ответы у доски, сочинения, изложения, рассуждения).
3. Без умения четко формулировать свою мысль невозможно полноценное самопознание и саморазвитие личности.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, т.е. рассказ.
С точки зрения характера рассказывания выделяют следующие виды рассказывания:
— рассказ повествование,
— рассказ описание,
— рассказ рассуждение.
С точки зрения реальности события рассказы делятся на:
— фактические (реальные события);
— творческие (воображение ребенка).
Для развития связной речи у детей были выделены два вспомогательных фактора:
— наглядность
— зрительный план высказывания.
Наглядность облегчает поиск ребенком слова, направляет формулирование его мысли.
Л.С. Выготский: «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, заключающей последовательность этапов изложения. Необходимо также, чтобы каждое звено сменялось последующим».
Первый вид рассказывания – воспроизведение рассказа, составление по демонстрируемому действию.
Наглядность представлена максимально – в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей.
Составление рассказа по следам демонстрированного действия.
Наглядность и план рассказа те же, что и предыдущем этапе. Упражнение достигается за счет отсутствия речевого образца взрослого. Рассказ дети составляют по его вопросам.
Пересказ рассказа с использованием магнитной доски.
В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.
На начальном этапе формирования связной речи предлагаются следующие виды рассказывания:
— воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
— составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
— пересказ рассказа с использованием магнитной доски;
— пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;
— составление рассказа по серии сюжетных картин;
— пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;
— составление рассказа по одной сюжетной картине.
Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.
— Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
— Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
— Составление рассказов по прослушанному тексту.
— Составление рассказов по одной сюжетной картинке.
— Составление рассказов по памяти.
— Составление рассказов по схемам.
— Составление рассказов по символам.
— Составление рассказов по предметам и объектам.
— Составление рассказов по предметным картинкам.
— Составление рассказов по заданным слова.
Основные направления развития связной речи
Выделяют пять обязательных направлений:
— Определение мотива (для чего рассказывать).
— Активизация познавательных процессов (как рассказать).
— Уточнение замысла (о чем рассказывать) – анализ содержания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, последовательности событий, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
— Составление плана (в какой последовательности рассказывать) – для дошкольников
схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы-заменители.
— Отбор языковых средств (что рассказывать) – отбор наиболее точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, необходимых образных выражений, фразеологических оборотов, построение грамотных, более четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.
Стимулирующий наглядный материал
— Тексты с картинками включениями
— Натуральные предметы и объекты
— Фотографии
— Пиктограммы
— Иллюстрации
— Опорные сигналы
— Фигурки от киндерсюрпризов
— Настольные игрушки
— Коллажи
— Предметы заменители
— Видеоматериалы
— Слайды
— Диафильмы
— Детские рисунки