Развитие связной письменной речи на логопедических занятиях.

Автор: Смирнова Ольга Александровна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2075

Населенный пункт: п. Щапово, Московская область

Тема: Развитие связной письменной речи на логопедических занятиях.

Раздел библиотеки: Статьи

Практика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложной формой дисграфии. Для достижения положительной динамики в коррекции каждое логопедическое занятие должно быть направлено на решение комплекса задач: развивать навык звукобуквенного и слогового анализа, уточнять и развивать оптико-пространственные представления, развивать связную речь, совершенствовать функциональную базу речевых умений — высшие психические функции. На фоне объемной коррекции логопедических ошибок работа по развитию связной письменной речи оказывается включенной в рабочую программу фрагментарно, хотя данное направление становится особенно актуальным на занятиях с учащимися третьих и четвертых классов. В этот период обучения в школьной программе все чаще появляются задания, оценивающие уровень развития связной письменной речи учеников. Дети с речевыми проблемами, как правило, испытывают значительные трудности при программировании и конструировании собственных развернутых высказываний, адекватном подборе лексико-грамматических единиц, использовании языковых средств выразительности речи. Таким образом, работа по развитию связной речи предполагает систему занятий, в ходе которых поэтапно развиваются и совершенствуются необходимые речевые умения:

речевые умения, обеспечивающие полноценное восприятие готового текста
речевые умения, направленные на воспроизведение готового текста
речевые умения, направленные на продуцирование собственного текста
речевые умения, позволяющие использовать лексические средства, адекватные цели и стилистике высказывания
В связи с тем, что в рамках логопедических занятий не всегда удается проводить эту работу системно, стала очевидной необходимость регулярного включения упражнений по развитию связной письменной речи в ежедневные планы. Один из путей – при подборе речевого материала к занятию по коррекции дисграфии останавливать свой выбор не на отдельных словах и предложениях, а на тексте, с целью привития у учащихся навыка структурного и смыслового анализа данной единицы речи. Наряду с заданиями, направленными на коррекцию той или иной формы дисграфии, учащимся можно предложить следующие виды работ по развитию речи на материале предложенного текста:

наблюдение за смысловым единством и видами связи предложений в тексте;
выделение частей текста;
определение логического порядка следования частей текста;
определение темы текста и его частей;
установление связи заголовка текста и его темы;
установление типа текста;
редактирование текста — исправление речевых ошибок;
наблюдение за использованием лексических средств в тексте;
объяснение значения слова;
выяснение новых смысловых оттенков слова, используя разные способы словообразования;
наблюдение за использованием лексических средств выразительности в тексте (синонимов, антонимов, паронимов, эмоционально-экспрессивной лексики фразеологизмов, пословиц)
выбор точного слова;
выделение важного по смыслу слова в предложении, тексте;
подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления.
Важную роль на этапе работы с готовым текстом приобретает такой вид деятельности, как наблюдение за авторскими приемами и решениями. Необходимо привить учащимся умение видеть и оценивать языковые средства для самостоятельного и осознанного их применения в дальнейшем при написании сочинений и изложений.

В работе с текстом на логопедическом занятии выделяем несколько основных этапов, которые реализуются в том или ином объеме:

1 этап. Проблемное восприятие текста

На данном этапе в ходе работы с текстом решаются основные коррекционные задачи занятия. Примерные виды работ:

определить границы слов и предложений в тексте;
вставить пропущенные предлоги;
восстановить деформированные по слоговому\звуковому составу слова;
вставить пропущенные буквы (при коррекции нарушений фонемного распознавания и оптико-кинетических смешиваний);
дописать окончания слов; и т.д.
2 этап. Структурно-композиционный анализ текста

определение речевой единицы
определение типа текста
наблюдение за средствами связи предложений в тексте
3 этап. Смысловой анализ текста

соответствие заголовка основной мысли
адекватное использование языковых средств
лексические средства выразительности
4 этап. Орфографическая работа — упражнения для развития орфографической зоркости.

Предложенная система работы позволяет комплексно подходить к коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях; одновременно решая и задачи коррекционной работы данного этапа, и задачи формирования и развития у младших школьников навыков связной письменной речи.