Развитие воображения и пространственного мышления.

Автор: Трушлякова Елена Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №137»

Населенный пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область

Тема: Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков З. Дьенеша.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 15.04.2019

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я представляю статью по теме «Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)»

В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, — знающие, активные и образованные люди ценятся как истинное богатство, так как они компетентно ориентируются во все возрастающем объеме знаний. Поэтому развитие познавательного интереса младших дошкольников — одна из актуальных проблем нашего времени.

Сегодня в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, которые обеспечивают развитие мышления детей. Среди них эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, которые помогают детям в игровой форме освоить различные пространственные понятия, а также развить важные психические процессы, в том числе и воображение.

Развитие пространственного мышления через дидактические игры сенсорного и математического содержания формирует у младших дошкольников умение думать, анализировать, самостоятельно находить нужное решение, подходить к решению задач нестандартно, с воображением.

Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 блоков (фигур, различающихся по 4 свойствам):

Форме – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Цвету – красный, желтый, синий
Размеру – большой, маленький
Объему – толстый, тонкий.
Блоки Дьенеша универсальны тем, что задания и упражнения можно использовать с детьми разного возраста в зависимости от уровня их индивидуального развития.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая написана на основе комплексной программы «Детство». И мы в соответствии с учебно-методическим комплектом ООП, используем в работе пособие З.А. Михайловой «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», 2016 года издания, где описана педагогическая поддержка ребёнка с 3 до 7 лет (по каждой возрастной группе) в логико-математическом развитии. Так же предоставлено поквартальное распределение содержания работы с детьми с использованием блоков Дьенеша.

И пособия Н.И. Захаровой «Играем с логическими блоками Дьенеша», 2017 года издания, где разработаны для детей младших и средних групп по 24 образовательных ситуации в год (т.е. по 2 в месяц), мы их используем на занятиях по ФЭМП. В каждой образовательной ситуации дается по 4 задания, объединённых одним сюжетом. Кроме того, в пособии предоставлены схемы-таблицы к каждому занятию. В них даются задания на обследование свойств, преобразования и создания новых форм, деление на группы, предлагаются в сюжетной форме элементарные логические цепочки, деревья и классификации.

Использование игр и заданий с логическими блоками Дьенеша, в соответствии с нашей ООП, находит отражение во всех направлениях сенсорного развития в раннем возрасте и формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте (названия разделов соответствуют ООП):

Изучая Свойства в раннем и младшем дошкольном возрасте, мы используем наглядность блоков Дьенеша, как эталонов цвета, формы, величины и объема. Дети классифицируют предметы по свойствам, находят фигуры по описанию.
При определении Последовательности действий с помощью блоков (например, посмотри на картинку, блок какой формы надо положить первым, а какой за ним?) у детей формируется элементарное умение читать схемы, алгоритмы и модели, которые широко используются в старшем дошкольном возрасте.
Изучая Отношения, мы предлагаем детям наложить или приложить заданные блоки, формируем элементарные пространственные отношения (например, в младшей группе через ориентирование на листе бумаги: сверху красный круг, снизу желтый треугольник); используем блоки, как предметы-заместители.
Разбивая блоки на группы (например, выбери все красные кирпичики, не зависимо от толщины), у детей формируется сложное понятие изменения и неизменности числа и величины (например, в средней группе, показ высота стенки гаража не изменится, если 2 тонких кирпичика заменить 1 толстым, но при неизменной высоте, можно изменить ее толщину, если 2 толстых кирпичика, заменить на 2 тонких) – это способствует развитию пространственного мышления. Используя блоки, дети преобразовывают фигуры и постройки, тем самым развивая нестандартное мышление и воображение.
Для развития пространственного мышления и воображения младших дошкольников мы используем систему игр и упражнений с блоками Дьенеша.

В раннем возрасте прежде чем приступить к развивающим играм и упражнениям, необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, наиграться с ними.

На пред этапе в процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

1. На 1 этапе мы предлагаем детям игры и упражнения на зрительное восприятие, освоение слов «такой же», например, через игры: «Найди все фигуры, как эта», «Покажи такую же» и т.п. Мы начинаем со знакомства с цветом и формой.

2. На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством («Выбери все красные блоки», «Найди квадрат»)

3. …а затем в младшей и средней группе с двумя и более свойствами («Отложи все синие круги», «Выбери все желтые толстые треугольники» — уже 3 свойства).

4. На четвертом этапе мы предлагаем детям новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках специальным кодом, который графически отображает данные свойства. У детей развиваются умения моделировать и замещать свойства, умение кодировать и декодировать информацию, соотносить карточку и блоком.

5. На пятом этапе задача усложняется, когда дети выявляют все свойства фигур по слову, без опоры на наглядность, удерживают их в памяти.

Кроме того, логические блоки Дьенеша используются во всех видах детской деятельности. Блоки используются:

как непосредственно наглядный материал, например, в аппликации и как спортивные или предметные ориентиры (в подвижных играх обозначение домиков, дорожек и пр.);
в игровой деятельности детей – это могут быть игрушки-заместители (например, деньги, конфеты, пирожные или сотовый телефон);
очень широко используется в деятельности детей модели логического построения действий (например, алгоритмы последовательности одевания; моделирование в конструировании)
РППС

В центре «Занимательной математики» в нашей группе я постаралась предоставить детям разнообразные игры на развитие пространственного мышления и проявления творчества в них. Это игры и пособия, которые охватывают различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах и множествах.

Наряду с покупными играми, у нас многое изготовлено своими руками.

Мной сделаны игры и пособия на развитие логико-математического мышления: дидактическая игра «Назови, на что похоже?», «Продолжи цепочку», «Отыщи нужный блок».

В центре также представлены творческие игры математического содержания: «Составь узор», «Собери бусы», «Под какой фигурой спряталось» и другие.

Для игр с блоками Дьенеша я сделала карточки разных вариантов игр с усложнениями; кодовые карточки; различные схемы, алгоритмы. Также уголок наполнен разнообразным раздаточным материалом, сделанным своими руками.

В течение года по мере освоения, я заменяю одни игры другими, расширяю их ассортимент, вносятся изменения. Пространство, где находится познавательный центр, мобильно. Дети размещаются за столами, берут необходимый материал из центра и располагаются в любом удобном пространстве группы.

Взаимодействие с родителями

Развитие пространственного мышления у детей более успешно происходит при взаимодействии с родителями.

Мы знакомим родителей с разными видами занимательных игр и упражнений на развитие мышления, в том числе с блоками Дьенеша, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства детской игровой деятельностью. Планируем провести развлечение математического содержания с использованием блоков Дьенеша.

Таким образом, работа по развитию воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков З. Дьенеша, имеет положительный результат.

Я планирую продолжать работу в этом направлении, обогащать игровым материалом группу, делиться опытом с коллегами, взаимодействовать с семьями воспитанников.