Роль пальчиковых упражнений.

Автор: Саитгареева Мария Сергеевна

Образовательное учреждение: Дошкольное отделение МБОУ гим. им. ак. Н.Г. Басова

Населенный пункт: г. Воронеж, Воронежская область

Тема: Роль пальчиковых упражнений при формировании простейших трудовых навыков у дошкольников.

Раздел библиотеки: Статьи

Существенное влияние на результативность труда при освоении трудового процесса оказывает объем работы. В связи с этим, мы считаем, что целесообразно поручать ребенку на занятии сервировать только один стол, стирать только одну вещь. За 3-4 минуты до окончания работы воспитатель предупреждает детей об этом, предлагает детям, которые завершили работу, убрать рабочее место. В конце занятия дети под руководством взрослого определяют качество результатов труда, соответствие их цели, возможность использовать по назначению. Если результаты труда у отдельных детей не соответствуют требованиям, то вместе со взрослым они вскрывают причины недостатков, находят пути их устранения.

Оценку результатов педагог проводит эмоционально, используя игровой персонаж. Так, заканчивая занятие, на котором детей обучали мыть стулья, предложили поставить стулья полукругом и спросили, кто хочет пригласить Незнайку посидеть. Воспитатель от лица Незнайки дает оценку работе детей, если Незнайка не желает сесть на предложенный стул, задает детям поисковые вопросы, на которые дети дают свои ответы — предположения. Например, на стул Лизы он не хочет садиться потому, что стул мокрый — Лиза плохо отжала тряпочку.

Знания и умения, полученные на таких специально организованных занятиях, закрепляли в упражнениях, которые осуществляли как в игровой форме, так и при непосредственном повторении осваиваемых трудовых процессов в повседневной жизни.

Для развития мелкой моторики рук проводили пальчиковую гимнастику. Все упражнения выполняли в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками вместе. Следили за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания давали спокойные, доброжелательные, четкие. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два-три раза в неделю. Комплекс пальчиковой гимнастики построен с учетом усложнения

Развитию мелкой моторики рук способствует обыкновенная бумага. В качестве материала использовали старую газету, исписанные тетрадные листы, но лучше всего по качеству для упражнений подошла белая писчая бумага. Нами проведены такие игры и игровые упражнения с бумагой с учетом усложнения заданий:

— Пользуясь пальцами обеих рук, возможно быстрее разгладить лист так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым.

— Проделать те же самые действия, пользуясь одной рукой.

— Повторить тоже, пользуясь двумя большими, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук.

— Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.

— Разгладить лист кулаками обеих рук.

— Разгладить лист большим и указательным пальцами одной руки.

— Разгладить лист указательным и средним пальцами одной руки.

— Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.

— Разгладить лист безымянным пальцем и мизинцем одной руки.

— Разгладить лист каким-либо пальцем одной руки.

— Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.

Для развития мелкой моторики рук в повседневной жизни использовали разнообразную предметную деятельность, а именно: застегивание и расстегивание пуговиц; шнурование ботинок, шнуровку на специальных рамках; нанизывание колец на тесьму; игры с мозаикой; сортировка мозаики по ячейкам; игры с конструкторами, пазлами; перебирание круп, зерен, бобовых (к примеру, фасоль отдельно от гороха).

В ходе таких игр и упражнений обратили внимание на то, что одновременно с развитием мелкой моторики рук у детей развивается речь, память, воображение, логика. Благодаря таким играм и упражнениям у детей появилась гибкость, пластичность, точность в движениях, правильное выполнение трудовых действий.

Специально организованные занятия по трудовому обучению, прежде всего, позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, так как педагог целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления. Детьми осознается успех в освоении трудового процесса, достижение результатов труда, обеспечивается устойчивое повышение интереса к собственному труду.

Используя дифференцированный подход в ходе формирования трудовых умений, педагог имеет возможность качественно обучить каждого ребенка выполнению различных трудовых поручений, способствовать желанию ребенка сделать работу для всех по собственной инициативе — что является показателем высокой сформированности трудовых умений.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют развитию не только таких психических процессов как речь, память, мышление, но и влияют на развитие коммуникативной компетентности ребенка.

Литература

Никандров Н.Н. Ознакомление детей с окружающим миром: Метод. рекомендации/ Чуваш. респ. ин-т повыышения квалификации работников нар. образования. — Чебоксары : Б.и., 1993.- С.23
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. ред. М.Н. Прохоровой: — 2-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 64 с.
Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика. – 1992. — №7-8. — С. 3-10