Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей.

Автор: Эклер Елена Владимировна

Образовательное учреждение: МКДОУ детский сад №72

Населенный пункт: г. Петров Вал, Волгоградская область

Тема: Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей.

Раздел библиотеки: Статьи

Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семье.

Предварительная работа: раздача педагогам памяток и буклетов «Правила поведения, способствующие снижению детской агрессии», «Анкета, разработанная для воспитателей для выявления агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), «Игры с агрессивным ребенком»; подготовка схемы «Способы преодоления агрессии».

План проведения:

1. Приветствие. «Баранья голова».

2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Агрессивность дошкольников. Как помочь агрессивному ребенку?»

3. Практикум с педагогами.

3.1. Домашнее задание: «Игры с агрессивным ребенком».

3.2. Создание педагогами схемы «Способы преодоления агрессии».

4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей».

5. Подведение итогов.

Ход семинара-практикума:

1. Приветствие. «Баранья голова».

Педагог-психолог: — Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сегодня мы с вами выберем себе игровые имена. Сначала представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, следующий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если Вы, называя своих коллег, забыли чье-то имя, то произносите: «Баранья голова!» — что означает: требуется подсказка. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Агрессивность дошкольников. Как помочь агрессивному ребенку?»

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении ребенка носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризиса развития.

Итак, что же такое агрессия? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребенка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании своевременной и посильной помощи ребенку.

Агрессивный ребенок часто:

теряет контроль над собой;
спорит, ругается с взрослыми;
отказывается выполнять правила;
сердится и отказывается сделать что-либо;
специально раздражает людей;
обвиняет других в своих ошибках;
завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее полугода в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 7 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) – см. приложение.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

* Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

* Воспитание в семье – социолог М. Мид доказала, что если ребенка резко отучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у него формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, агрессивность, эгоизм;

* Неблагополучная семейная обстановка:

ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
нет единства требований к ребенку;
асоциальное поведение родителей.
* Характер наказаний, применяемый родителями в ответ на проявление гнева у ребенка. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а взращивают его. Зло порождает зло, а агрессия – агрессию. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка.

* Трудности в обучении.

* Психологический климат в группе детского сада.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

скандалы в семье;
применение физической силы во время семейных ссор (драки);
грубое, жестокое обращение с ребенком;
привлечение его к посещению, просмотру жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.д.;
просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных фильмах, так и в мультипликационных;
одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай» и т.п.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми:

Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
Снижение уровня личностной тревожности.
Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей. Развитие позитивной самооценки.
Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реакции на негативные ситуации в целом.
3. Практикум с педагогами: «Игры с агрессивным ребенком».

Домашнее задание: Педагоги представляют игры и пособия, имеющиеся в «Психологическом уголке» группы, проводят одну из игр с взрослой аудиторией, как с детьми.

Создание педагогами схемы «Способы преодоления агрессии»: На мольберте лист с нарисованной радугой и написанными на ней буквами (К, О, Ж, З, Г, С, Ф), облака «Деструктивные», «Конструктивные». Педагогам даются цветные воздушные шары (по 2 шара каждого цвета), на которых в соответствии с первой буквой цвета необходимо написать конструктивные на одном шаре и деструктивные на другом шаре способы выражения агрессии (например, «красный» — кричать, кипятиться; на другом шаре — купаться, красить). Педагоги работают группами по 2-3 человека, затем прикрепляют шары к мольберту, комментируя свои надписи. В результате появляется радуга «Способы преодоления агрессии».

4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей».

Итак, мы определили деструктивные и конструктивные способы выражения агрессии, их влияние на личность. С правой стороны радуги (где указаны конструктивные способы) восходит солнце (символизирует роль педагога в педагогическом процессе). Посмотрим лучи-направления, в которых должна проводиться работа педагога. (Солнце с лучами, на лучах надписи: «Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева», «Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева», «Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию»).

Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, наша «копилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день может «лопнуть». Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств, от гнева необходимо освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми способами.

Многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической – выражает ребенок свой гнев. Можно нарисовать обидчика, подписать так, как он хочет (один на один с ребенком, вне поля зрения соперника). Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения воспитателя, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев могут: «Мешочек (стаканчик) для криков», «Волшебная труба «Крик» и т.д.

Видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать спортивные соревнования. Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада:

* легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень;

* мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может бить, колотить;

* резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;

* газета, которую можно комкать и швырять, не боясь что-либо разрушить и разбить.

Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка: игры с песком, водой, глиной.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Необходимо учить детей распознавать свое эмоциональное состояние при помощи игр, «Доска настроений». Еще один способ научить ребенка понимать свои эмоции – рисование на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на мольберте нарисованные фигурки людей в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, он сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт. Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень способности чувствовать состояние другого человека, вставать на его позицию. Поэтому так важна работа воспитателя по развитию у ребенка сочувствия и доверия. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив, в гости клоунов Оха и Аха, или других героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем попросят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на 2 группы, одна из которых говорит от имени Оха, другая – от имени Аха. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если толкнули, и ты упал, и др.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как клоун Ох поссорился с клоуном Ах». Прежде, чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом, поставить себя на место сказочных персонажей.

Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его. Гораздо полезнее сказать ему о своих чувствах, используя «я — сообщение». Например, вместо: «Ты почему не убрал на место книги?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда книги валяются на полу». Так вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценку его поведению. Вы говорите о себе, своих ощущениях.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?

Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?

Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: 2 из них позитивные, 2 негативные и 1 нейтральный.

К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь его, взять за руку и отвести и т.д.)

Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна применяться слишком часто, т. к. впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Чтобы устранить такие формы поведения, как скрытая форма агрессии, система поощрений и наказаний должна быть продумана. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Вернемся к нашей схеме. Под лучами солнца, под теплым и заботливым взглядом воспитателя, благодаря его терпению, заботе, пониманию, любви и уважению личности ребенка распускается цветок-ребенок.

На мольберт прикрепляется цветок. Педагоги на каждом лепестке цветка пишут личностные качества ребенка: например, уникальный, любимый, веселый, радостный, добрый.

Итак, процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный по времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополагающая роль при этом отводится воспитателю, который, владея способами регуляции поведения, может корректно подойти к решению данной проблемы.

Приложение 1

Памятка для родителей.

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности.

Будьте внимательны к чувствам и желаниям ребенка. Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
Адекватно оценивайте возможности ребенка. Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам. Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
Умейте идти на компромисс.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе – быть родителем – не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям. Никогда не заставляйте его забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь? Ведь ты хороший, добрый».
Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре: подраться с подушкой, рвать бумагу, используя «Стаканчик для крика», высказать свои отрицательные эмоции, поколотить стул надувным молотком, громко спеть песню. Можно налить в ванну воду, запустить в нее пластмассовые игрушки и бомбить их мячом, пробежать несколько кругов вокруг дома, покидать мяч об стену, устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»
Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окликните ребенка.
Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ему переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул…»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Приложение 2

Игры с агрессивным ребенком.

«Воробьиные драки»

Цель: снять физическую агрессию.

Ход игры: Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки с коленей, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). Драки начинаются и заканчиваются по сигналу воспитателя.

«Минута шалости»

Цель: провести психологическую разгрузку.

Ход игры: Воспитатель по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям пошалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. Повторный сигнал воспитателя через 1-3 мин. объявляет конец шалостям.

«Добрые – злые кошки»

Цель: снять общую агрессию.

Ход игры: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором совершаются превращения. Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, звук колокольчика) превращается в злую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из круга нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за воспитателем: «Сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более злые движения. По повторному сигналу ведущего превращения заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется.

«Каратист»

Цель: снять физическую агрессию.

Ход игры: Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг», в котором происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее…», — помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

«Боксер»

Цель: та же.

Ход игры: Вариант игры «Каратист», проводится она аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

«Упрямый (капризный) ребенок»

Цель: преодолеть упрямство, негативизм.

Ход игры: Дети, входящие в круг, по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «взрослый — ребенок»: ребенок капризничает, взрослый уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего взрослого.

«Упрямая подушка»

Цель: снять общую агрессию, негативизм, упрямство.

Ход игры: Воспитатель подготавливает «упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводит ребенка в игру – сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка непростая, а волшебная. В ней живут детские «упрямки». Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним их». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а воспитатель приговаривает: «Сильнее…» Когда движения ребенка слабеют, игра останавливается. Воспитатель предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли «упрямки» вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает: «Упрямки» испугались и молчат в подушке». Этот прием успокаивает ребенка после возбуждения.

«Жужа»

Цель: снять общую коллективную агрессию.

Ход игры: Воспитатель выбирает пчелку Жужу, которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить Жужу, кривляясь перед ней.

Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!

Жужа смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит их. Кого Жужа поймала, тот попадает в плен к ней – выбывает из игры.

«Маленькое привидение»

Цель: обучать в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.

Ход игры: Воспитатель: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить». В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание»

Цель: снять общую коллективную агрессию.

Ход игры: Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Драка»

Цель: обучать в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.

Ход игры: Воспитатель: «Представь, что ты поссорился с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовали облегчение?»

«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

Ход игры: Воспитатель разбивает детей на пары и читает:

Рано-рано два барана

Повстречались на мосту.

Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.

Задача: противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «бе-е-е».

Примечание: необходимо соблюдать технику безопасности, внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить понимать чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать.

Ход игры: Воспитатель (тихим и таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так нетолько дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все вбираем дыхание и стук сердца этого животного в себя».

«Тух-тиби-дух»

Цель: снять негативное настроение и восстановить силы.

Ход игры: Воспитатель: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито- пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби -дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито- пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

Примечание: В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Рубка дров»

Цель: помочь переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Ход игры: Воспитатель: Кто из вас рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать «топор». В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Дети выполняют. Для проведения этой игры можно разбиться на пары и , попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Приложение 3

Анкета, разработанная для воспитателей

для выявления агрессивности у ребенка

(Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

Критерии агрессивности у ребенка.

1. Временами кажется, что в ребенка вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Переспорить его трудно.

4. Иногда он так настаивает на чем то, что окружающие теряют терпение.

5. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

6. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

7. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

8. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

9. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

10. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то потрошит, разбивает.

11. Часто не по возрасту ворчит.

12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

15. Легко ссорится, вступает в драку.

16. Он не прочь подразнить животных.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится с ними игрушками.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов;

средняя – 7-14;

низкая – 1-6.