Социально-коммуникативное развитие .

Автор: Кукаева Ольга Эдуардовна

Образовательное учреждение: МБДОУ д/с №97

Населенный пункт: г. Иркутск

Тема: Социально-коммуникативное развитие детей младшей группы в условиях адаптации к ДОУ.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 09.04.2019

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
прививать знания основ безопасности;

Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности:

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Ребенок поступает в детское дошкольное учреждение из семьи.

Семья – это первая ступень социализации. Мама, папа и другие ближайшие родственники в неназидательной форме уже дали ребенку первые азы взаимодействия с социумом, они приобщили его к элементарным социальным нормам и правилам поведения.

Придя в детский сад, ребенок вступает на следующую, более высокую ступень социализации, где будет делать свои еще не уверенные шаги в сторону более сложных отношений между сверстниками и воспитателями. И моя задача не упустить этот момент, а помочь ребенку самому находить правильные пути решения. Любое педагогическое воздействие, направленное на социально-коммуникативное развитие должно быть преподнесено в игровой форме, так как игра основной вид деятельности детей.

Итак, ребенок переступил порог ДОУ, начинается сложный период адаптации. Передо мной стоит задача создать благоприятные условия для этого процесса: атмосфера комфорта, доброжелательности, ласковая интонация при обращении к ребенку, прикосновение или поглаживание.

При работе с детьми, особенно в период адаптации, часто помогают снять тревогу и напряжение игры в сенсорном уголке. Особенно важен момент расставания с родителями, и здесь мне часто помогают отвлечь малышей разноцветные, красочные шарики, пирамидки, вкладыши, игрушки-забавы; музыкальные — интерактивные игрушки, различные сортеры. Все это положительно влияют на психоэмоциональное состояние детей.

Такие элементарные приемы и каждодневные традиции помогают детям легко пройти адаптацию и усвоить общественные нормы.

В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего дошкольного возраста в целом зависит от развития его личности и в большей степени определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. В минуты вечернего времени, в индивидуальной работе интересуюсь, как ребенок чувствует себя дома, в семье. Для этого используем серию игр, привлекательность которых состоит в создании условий для прикосновения с общечеловеческими ценностями и эмоциональном комфорте. Проводим игры, направленные на сближение детей друг с другом: «В нашей группе», «Как у нашей внучки», «Приходите ко мне в гости». Используем также игры на познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастики, гимнастики для глаз, веселые физкультминутки.

Чтобы организовать детей и переключить их на работу с воспитателем, каждое утро проводится зарядка. Утренняя гимнастика проходит в игровой и веселой форме, что позволяет привлечь всю группу (даже малоактивных, неуверенных малышей).

В своей работе часто использую музыкально-ритмические игры. Их также я использую в течение всего дня, для переключения внимания малышей с одного вида деятельности на другой. Совместная игра дает навыки взаимодействия и развивает чувство товарищества.

Важным этапом социализации ребенка является формирование у него культурно гигиенических навыков. Приобщаясь к нормам поведения, ребенок входит в мир взрослых. Для положительного отношения малыша к КГН в своей работе использую театрализацию совместно с потешками.

Например, Зайка показывает, как правильно намыливать руки, тереть их друг о друга, вытирать полотенцем, сказочный герой дает установку на то, что все получится (игра « Серый зайка умывается»)

Все свободное время дети второй раннего возраста проводят в игре. Чтобы игра развивалась, и интерес ребенка не угасал, я стараюсь направить игровые действия, чтобы дети переходили от игры рядом друг с другом к игре вместе, учитывая по возможности интересы товарищей. Для этого создаются проблемные ситуации, которые стимулируют детей находить общие решения для игровых задач, побуждают детей взаимодействовать друг с другом.

Таким образом, решаются сразу две задачи: приобщение к социокультурным нормам и развитие коммуникативных способностей (идет развитие активного и пассивного словаря).

Непосредственная образовательная деятельность является одним из звеньев социально-коммуникативного развития, в процессе образовательной деятельности дети развивают внимание, память, мышление, учатся взаимоотношениям со старшими и сверстниками. На наши игры-занятия часто приходит сказочный персонаж (герой кукольного театра), интерес подкрепляется сюрпризными моментами. Сами малыши участвуют в театрализованных действиях, например, знакомясь с литературными произведениями «Колобок», «Теремок» они с интересом показывают серого волка, изображают удивление и т.д. Так как в этом возрасте мышление наглядно-действенное, то любые образы подкрепляются движениями (например, изобразить, как идет медведь, прыгает зайчик). Такие игры сплачивают детей, они учатся играть дружно, не мешая друг другу.

Где же малыши чаще всего сталкиваются с трудностями общения?
Конечно же, на прогулке. Как собраться на улицу, не мешая другим? Как всем вместе спуститься по лестнице? Как поделить игрушки или место в песочнице?

Собираясь на прогулку, мы беседуем о правилах поведения, гуляя на участке, мы наблюдаем за старшими ребятами (учимся у них на положительных или же на отрицательных примерах). Выполняем посильные трудовые действия.

Мы каждый день вместе с ребятами понемногу учимся жить в нашем сложном обществе. Только прислушиваясь к детям, наблюдая за ними в игре, я нахожу идеи, как помочь им легко влиться в социум.