— Ура! В школу!!! …. Для большинства из нас именно так начинается школьная судьба. Дети, родители, учителя – мы теперь надолго вместе. И если первые ждут чуда и открытий, вторые – тревожатся, волнуются и надеются, что всё у ребёнка будет хорошо, то мы с вами должны подойти к ребёнку профессионально. Мы обязаны вовремя ребёнка поддержать, мы обязаны увидеть и по возможности исправить то, что может помешать ребёнку быть успешным.
Работая учителем начальных классов, я обратила внимание, что с каждым годом возрастает число детей с нарушениями в речи:
— нарушения звукопроизношения;
— нарушения лексико-грамматического строя русского языка.
Стало больше детей, допускающих огромное количество грамматических ошибок. Это невольно заставило задуматься о причинах трудностей в усвоении детьми грамматики русского языка и искать пути преодоления этих трудностей. Поиски ответов на эти вопросы в итоге привели к тому, что уже в течение 16 лет я работаю логопедом.
Понимание глубины проблемы пришло не сразу. Со временем я осознала, какая это ответственность: найти первопричину речевого нарушения и правильно проводить коррекционную работу. Маленькая победа ребёнка над своей ошибкой – это успех в будущей жизни. Ни для кого не секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, в общении и в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны и некоммуникабельны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном развитии их речи.
Как формируются речевые умения?
1 фактор – обеспечить ребенку хорошую речевую среду.
Быстрее и активнее развиваются те дети, с которыми много говорят.
2 фактор – положительные эмоции.
Положительные эмоции стимулируют нашу общую и речевую активность, а отрицательные – притупляют и гасят ее. «Знание, усвоенное без радости, — не усвоено» — писал известный психотерапевт В. Леви.
Будет ребёнку хорошо и радостно – будет желание поделиться своими чувствами и своей радостью. Ведь мы с вами все видели – не хочет говорить ребёнок, если его что-то гнетёт, если ему плохо и неуютно.
3 фактор – потребность в самовыражении. Нельзя отмахиваться от детской «болтовни».
4 фактор – стремление к содержательному, полноценному общению.
Стремление к взаимопониманию с взрослыми заставляет ребенка пользоваться речью.
5 фактор – речевая активность. Это равноценно той пословице, в которой говорится: нельзя научиться плавать, сидя на берегу.
Последний фактор – обучение. Однако не стоит думать, что с этого момента развитие речи ребенка – исключительно забота учителя. Здесь большая роль отводится родителям. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. Я постоянно встречаюсь с родителями и не устаю объяснять: первоначальный опыт общения ребёнок получает в семье. Без чувства доверия к близким и окружающему миру не появятся любопытство, любознательность; не сформируется милый и активный «почемучка», которому интересно абсолютно всё, происходящее в этом мире. Мы – учитель и родители – должны объединить свои усилия. Я показываю родителям пальчиковую зарядку, объясняю, куда мы ставим язычок, чтобы этот неподдающийся звук «р» получился, вместе с ними обсуждаю, какие игры лучше купить ребёнку. Обязательно благодарю родителей, когда вижу их помощь. И родителям я пытаюсь объяснить, что мы работаем не только над правильной речью – мы вместе с этим учим ребёнка тому, что такое хорошо и что такое плохо – тому, что на языке коррекционно-развивающей педагогики называется развитием ценностно-смысловых компетентностей.
У меня уже немаленький педагогический опыт. Сегодня я могу сказать, что важнейшими принципами моей деятельности являются:
- принцип природосообразности;
- принцип комплексности;
- принцип гуманности и личностно – ориентированного подхода;
- принцип успешности;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип доступности.
Чтобы заинтересовать детей, создать условия для совместной деятельности на занятиях я использую приемы: прием занимательности, прием игры, прием неожиданности, прием разнообразия, прием образности.
Вот уже на протяжении нескольких лет я руковожу школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом. Для меня совершенно ясно, что только совместная деятельность всех специалистов службы сопровождения приведет к успешной коррекционной работе по развитию речи:
— психолога (кто лучше него поможет замкнутому и необщительному ребёнку?);
— валеолога (правильное полноценное питание и здоровый образ жизни – увы, не все мои воспитанники живут в семьях, где это является правилом; наш валеолог помогает решать некоторые проблемы);
— социального педагога (чем живёт и чем семья дышит – это очень важно. Социальный педагог – это своего рода «скорая помощь» для некоторых моих учеников);
— специалиста по ЛФК (двигаясь, дети осваивают мир, движениями же выражают настроения и чувства, а закрепленные навыки служат развитию речи, мышления, воли, социального поведения и эмоциональной сферы);
— учителя музыки (мы вместе проводим занятия по логоритмике.)
Логоритмика – замечательный, эффективный метод преодоления речевых нарушений. Это форма активной терапии – слово, музыка, движение. Я с удовольствием провожу эти занятия, вижу их ценность для развития детей. Глубоко благодарна своим коллегам – специалистам службы сопровождения ОП.
Большую роль в социализации детей сыграла театральная студия, которую я проводила для детей коррекционных классов. У таких детей наблюдается системное недоразвитие речи. Ребятам было интересно перевоплощаться в своих героев, мимикой, жестами, голосом, по возможности, правильной речью изображать их. А с каким старанием и усердием они своими руками готовили реквизит к мини-спектаклям! Не скрою, мне было непросто превратиться в руководителя театра и режиссёра одновременно, но зато как я была горда, когда эти дети, спустя время, становились победителями наших школьных конкурсов чтецов – красивая и выразительная речь со сцены, свободная манера держаться, уверенность…
С появлением в практике школы ИКТ я стараюсь максимально использовать их преимущества. Использование компьютера усиливает интерес у школьников, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, интенсифицирует учебный процесс. Я использую как готовые обучающие программы для детей, так и разрабатываю презентации в POWER POINT, работаю со SMART-доской. Здесь важно учитывать все: и цвет, и звук, и эффекты движений. Наши возможности неизмеримо возросли с ИКТ.
Что даёт мне моя работа? Бывает так, что опускаются руки от неудачи или просто бестолковости какого-то дня. Тогда я открываю свой учительский дневник. Записи – вот одна, датированная октябрём 2009 г. «У нас первые занятия. Д. отказывается выполнять задания, плачет и капризничает. Рвёт, кидает бумагу, предметы, рисунки…..». Нам ещё очень многое нужно преодолеть с этим моим учеником – и ему, и мне — и многому научиться, но сегодня совсем другими глаголами я описываю нашу совместную деятельность – «интересуется», «слушает», «выполняет», «улыбается», «стремится». Это – самый важный итог моей работы. А для моих учеников – победа над собой.
Кылосова Раиса Насифовна