Современный подход к содержанию деятельности педагогического коллектива по воспитанию обучающихся

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания, о чём свидетельствуют размышления многих выдающихся педагогов, раскрывающих важность и необходимость воспитания в становлении человека.

Изменения в России, происходящие в течение последних  нескольких десятилетий,  привели к тому, что у  современной молодежи коренным образом изменились жизненные ценности:

—  к сожалению,  у людей, большей частью у молодежи, изменилось отношение к работе: работа сейчас  воспринимается  как объект для  «добывания» денег;

—  модным явлением среди молодежи стало курение и употребление спиртных напитков;

— большинство молодых людей считает, что для достижения цели необходима власть и влияние;

— снизилась роль семьи в воспитании  детей. Среди молодежи стали модными так называемые «гражданские браки». Часто вместо семьи, воспитания детей молодая пара предпочитает бытовой комфорт;

— в обществе нормами жизни стали жестокость, неуважение к старшим и друг к другу,  равнодушие, безразличие и пассивность в отношении всего, что не касается  личных интересов, духовная пустота;

— сегодня мы часто сталкиваемся, особенно в средствах массовой информации,  с открытой пропагандой распущенности нравов, культа насилия, индивидуализма и прагматизма. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой», особенно в сексуальном «антивоспитании».

В связи с этим  происходит рост детской преступности, проституции, наркомании, беспризорности и сиротства при живых родителях  (в мире-10 млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России).

Реалии нашей жизни демонстрируют явные противоречия и непродуманность в правовом, нравственном, духовном регулировании системы воспитания, а также отсутствие последовательного, продуманного подхода к вопросам воспитания. Состояние современного общества  обострило  целый ряд проблем и усилило  трудности воспитания как педагогического процесса: За последние годы в стране появились огромное количество программ, конкурсов,  проектов, сопровождаемых немалыми материальными вложениями. Но повышенный интерес к образованию имеет сегодня некоторые особенности:нам предлагается  воспитание гражданина западного типа: рационалиста, индивидуалиста  и потребителя, для которого личные интересы выше интересов государства, в котором мы живем.Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей- дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Время требует выявления новых возможностей  воспитания: создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.

Но, выстраивая стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних факторов:

  1. Представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества.
  2. При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.
  3. Следует учитывать и  то, что изменились и   сами дети, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, — эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.
  4. Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе современного образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения.
  5. Наконец, нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как компьютеризация, свободный доступ в Интернет, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.
  6. Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации  образовательной деятельности. Несомненно, поиск новых способов решения проблем воспитания в современном обществе следует осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современной молодежи.

Как решить современные проблемы в воспитании подрастающего поколения?

  1. На мой взгляд, главной целью учебного заведения  должен быть не культ знаний, а ребенок, его развитие и счастье. Доминирующей деятельностью педагогов должно стать воспитание.
  2. Великой России нужна здоровая нация, иначе у России нет будущего. Необходимо срочно принимать серьезные меры по формированию здорового образа жизни  в обществе.
  3. Для решения  проблем нужна четкая и ясная воспитательная программа.  Сейчас каждое современное образовательное  учреждение  имеет свою авторскую воспитательную программу.Еще в 2003 году коллектив техникума начал работу над формированием воспитательной системы. Необходимо было помочь взрослеющему человеку  стать полноценным  членом общества, законопослушным, культурным гражданином России, способным на сознательный выбор жизненных позиций, стать самостоятельной личностью, понявшей свою самоценность, которая достигается путем саморазвития, не ущемляя права и достоинства других, и самореализации, быть готовым к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, быть надежным звеном семьи.

Педагогический коллектив назвал концепцию  своей воспитательной системы «Воспитание гражданина России и профессионала».

Программа предлагает вести работу по следующим 8 блокам:

  1. «Я – гражданин России»
  2. «Знания»
  3. «Труд и профессия»
  4. «Семья»
  5. «Культура»
  6. «Познание окружающего мира»
  7. «Физическая культура и здоровый образ жизни»
  8. «Искусство общения»

Программа «Воспитание гражданина России и профессионала» открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать, но основополагающие составляющие системы обязательны в работе каждого педагога.

4. Недостаток нравственного воспитания и активной гражданской позиции современного общества составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе общество дойдет до окончательного нравственного разложения.

Рузвельт в свое время сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его  нравственно, значит вырастить угрозу для общества». В связи с продолжающими терактами, ростом национальной розни и экстремизма в нашей стране на вопрос корреспондента «Есть ли формы борьбы с этим злом?» Президент Чеченской республики Р. Кадыров ответил: «Духовность». Российское государство изначально было православное.  С огромным трудом, через страдания и борьбу народную были накоплены абсолютные моральные ценности. Православная культура обладает высоким потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность, знакомит с духовными традициями русского народа.  Именно духовные ценности, накопленные Россией с древних времен,  воспитывают в человеке такие черты характера, как доброта, отзывчивость, чувство ответственности, трудолюбие, самокритичность, скромность, стремление вести здоровый образ жизни, патриотизм, жертвенность, милосердие. Православная культура учит, что всегда на Руси основой государства была крепкая и дружная семья.

Мы видим единственный путь спасения современного общества, формирования активного отношения подростков к людям, к самому себе, к Родине, к труду – возвращение к православным ценностям.Считаю, что на уровне всего образования необходимо восстановление полноценной системы духовно-нравственного воспитания.

В нашем учебном заведении  имеется немалый опыт работы в этом направлении: в техникуме  разработана и реализуется программа «Духовно-нравственное  и гражданско-патриотическое воспитание  молодежи». Программа  рассчитана на 3 года,  состоит из 3 блоков:

         1 блок – практический (организация целенаправленной деятельности по духовно-нравственному воспитанию подростков).  1 курс – 20 часов (2 раза в месяц), 2 курс – 20 часов (2 раза в месяц), 3 курс – 10 часов (2 раза в месяц). Содержание занятий  изменяется от курса к курсу. Результаты духовно-нравственного и гражданско-патриотического  воспитания отслеживаются в конце каждого учебного года.

         2 блок – методический (Осуществление методической помощи и поддержки при организации и проведении мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Создание благоприятных условий в училище для организации работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому  воспитанию учащихся)

3 блок – оценочно-коррекционный (Управление процессом духовно-нравственного и гражданско-патриотического  воспитания, определение результативности, внесение корректив в программу с учетом специфики учебного заведения, социального окружения, возможностей инженерно-педагогического коллектива, индивидуальных особенностей учащихся.)

5.Необходимо повысить роль и ответственность семьи за воспитание детей. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция.  Необходимо эффективно  использовать  потенциал семьи и законных представителей детей по вопросам правовой защиты ребенка. Одним из  основных  направлений  модернизации системы образования в  РФ должно быть обеспечение выполнения прав детей как главное условие развития правового государства.

6. К сожалению, в настоящее время недостаточно учреждений дополнительного образования. Деятельность учреждений дополнительного образования малопривлекательная для старших подростков,  практически не охвачены ею дети «группы риска», воспитанники детских домов. Воспитательный потенциал данных учреждений огромен, но совершенно очевидно, что поворот в эту сторону осуществляется в реальной практике крайне медленно.

7.Реальные воспитательные процессы нуждаются в научном сопровождении, формы которого могут быть самыми разнообразными (лаборатории, исследовательские центры, научное сообщество, опытно-экспериментальная работа и др.  В области воспитания в настоящее время  явно недостаточно инновационных проектов, позволяющих по-новому решать разные проблемы. Нуждается в обновлении и система повышения квалификации педагогов-воспитателей. Сегодня явно недостаточно в ней мобильных, оперативных форм, позволяющих педагогу-воспитателю решить реальные проблемы здесь и сейчас.

8.Нужно продолжить работу и по совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия в интересах разностороннего развития детей и молодежи, их приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры. Шире использовать возможности современных средств информатизации для своевременного обмена творческими наработками в области воспитательной работы.

9.Необходима выработка системы мер, направленных на серьезное улучшение социальной среды,  сделав ее в гораздо большей мере гуманной, воспитывающей, нежели это имеет место сегодня. Это, в свою очередь, станет фундаментом благополучного развития системы российского образования.

10.Необходимо совершенствовать социально-психологическую  работу учебного заведения, повысить роль социально-психологической службы в индивидуальном воспитании подростков.

Считаю  одной из самых больших проблем – развитие  студенческого самоуправления, активной гражданской позиции молодого человека.

Таким образом, говоря о решении проблемы воспитания как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к решению тех многих непростых проблем, который решает, как может и как понимает,  подросток. Но какой бы ни была жизнь вокруг нас, нужно твердо знать нам, взрослым, и это убеждение передать молодому поколению: нужно жить в нашем общем доме по законам порядочных людей. Жить надо так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо.

Список  используемой литературы

  1. Заводова Т.Е. Лежнева Ю.А. «Воспитать гражданина», Минск «Красико-Принт» 2006 г.
  2. Журнал «Классный руководитель» № 5 – 2010 г.
  3. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — № 1. — 2001.
  4. Демидова, Н. В. Образование и воспитание: формы соотношения / Н. В. Демидова / Философия образования. — № 4 (21). — 2007. — 244-247.

 

Тимошенко Людмила Алексеевна