Стандарты в жизни школы: свобода или ограничения?

Автор: Яблокова Екатерина Ивановна

Образовательное учреждение: МБОУ Гимназия № 91 имени М.В. Ломоносова

Населенный пункт: г. Железногорск, Красноярский край

Тема: Стандарты в жизни школы: свобода или ограничения?

Раздел библиотеки: Статьи

Стандарты в жизни школы: свобода или ограничения? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, я для начала попытаюсь разобраться в ключевых понятиях темы: свобода, ограничение, стандарт.

Школа – это маленькая жизнь. А жизнь в свою очередь – штука многогранная. И так уж сложилось, что в ней на каждом шагу человек сталкивается то со свободой в различных её проявлениях, то с ограничениями. И свобода, как правило, воспринимается им как благо, а ограничение – наоборот. А часто ли мы задумываемся над этими полярными понятиями? Что есть «свобода»? Что есть «ограничения»?

Однажды мне на глаза попалось латинское изречение: «Жизнь без свободы ничего не значит!» Оно прочно засело в моей голове: как точно сказано! На мой взгляд, свобода – это одна из главных ценностей на Земле, и сегодня как никогда каждому человеку важно знать, какими свободами и в какой мере он обладает. Свобода слова, свобода совести, свобода выбора, свобода творчества и т.д. – список можно долго продолжать. По моему мнению, любой человек по своей природе тянется к свободе, потому что желает получить независимость, самостоятельность, воплотить свои планы и желания, выбрать свой жизненный путь.

А теперь обратимся к значению слова «ограничение». В словаре это понятие трактуется, как «стеснение, ограничивающее возможности». Прочитав такое определение, хочется воскликнуть: «Долой рамки! Долой стеснения!» Однако, если задуматься, то свобода в цивилизованном мире невозможна без ограничений. Именно ограничения, на мой взгляд, являются для нас защитой от самоволия других, тем самым гарантируя спокойную жизнь.

И, наконец, самое сложное для меня ключевое понятие темы – стандарт. Согласно словарю, стандарт (от англ. standard — образец, норма) рассматривается как «эталон, шаблон, образец, который берется как основа для сличения с ним других объектов или свойств». А стандарт в образовании — это, скорее, мерило, некий стержень или база. Может ли база быть ограничением, загонять человека в рамки? Думаю, вряд ли. Скорее это просто основа, отправная точка, которая служит своеобразной «взлётной полосой» для дальнейшего продвижения.

В русском языке слова «стандарт» и «шаблон» часто используются как синонимы, однако оттенки у них всё-таки разные. «Шаблон» — значит «иначе нельзя», а «стандарт» — «хуже нельзя» — уже толкуется гораздо свободнее. В языке нет словосочетания «высокие шаблоны», зато есть «высокие стандарты». Вот почему у нас не «образовательные шаблоны», а «образовательные стандарты»! Это означает, что установлен федеральный свод правил — нижняя планка развития образования, то есть «хуже этого быть не должно»! А лучше — пожалуйста, как только появляется возможность! И здесь как раз проявляется свобода выбора. А в свою очередь то лучшее, что свыше стандарта, постепенно должно задавать новый, более высокий стандарт уже для всех.

Возможно, кто-то возразит: «Раньше учились безо всяких стандартов, однако качество образования было высоким!» Да, в советское время понятия «стандарт» не было, но во всей стране были единые программы и единые учебники, одни и те же темы во всех школах страны проходили в одно время. Но со временем свобода ворвалась во все сферы нашей жизни, в том числе и в школу; образование у нас обрело вариативный характер, появились разные программы и, как следствие, десятки разных учебников. Вот тут – то и возникла острая необходимость обеспечить порядок в этом хаосе, понадобился своеобразный стержень — основные требования к образованию на каждом его уровне.

На мой взгляд, стандарты в школе следует понимать как договор в форме тех или иных норм между образовательным заведением, семьей, обществом и государством. Стандарт задает образ жизни школы в современной ситуации.

Конечно, нельзя утверждать, что ФГОС на сегодняшний день совершенен. Но определённо ряд положительных моментов в нём прослеживается. Как положительный момент внедрения стандартов в жизнь школы хочется отметить то, что раньше был единый предметный результат: «пять» по математике, «три» по чтению, а сейчас он триединый: предметный, метапредметный и личностный. Это значит, что ребенок должен овладеть не только знаниями по математике, чтению и т. д., но и приобрести различные надпредметные умения и навыки. Например, научиться работать с текстом в виде таблицы, диаграммы, графика, системы символов, рисунка. Несомненно, самый важный метапредметный результат — это умение добывать знания из самых разных источников. Не зря же считается: «Кто владеет информацией – владеет миром». И здесь у ребёнка есть свобода выбора информационного пространства. Не менее важен и личностный результат. Это умение планировать свои действия, работать в группе и самостоятельно, способность оценить себя и других. Понятно, что за это отметки не предусмотрены. Учитель сам решает, как учитывать достижения (в этом плане педагог имеет свободу выбора и никаких ограничений!)

Таким образом, не стоит загонять себя в рамки, а лучше творчески отнестись к современному образовательному процессу, ведь ФГОС лишь определяет тот ориентир, к которому должны стремиться школы, чтобы создать среду, где у детей появилось бы больше возможностей получить качественное образование. Учреждения образования обязаны обеспечивать различные результаты, позволяющие ребенку вырасти активным, любознательным и успешным человеком. Главной задачей учителя становится научить детей учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования, сделать учеников самостоятельными, ответственными, устойчивыми к жизненным испытаниям. По замыслу стандартов, у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, то есть выпускник должен стать личностью свободной и конкурентоспособной. Овладев стандартом, он приобретает «крылья», способные поднять его в любые выси. Было бы желание! Естественно, я понимаю, что это задача не из лёгких. Справиться с ней способен только талантливый педагог, сам обладающий внутренней свободой и творческой жилкой!

Исходя из всего выше сказанного, следует заключить, что если учитель талантлив, то для него во ФГОСах нет никаких ограничений. В моём видении, стандарт – это саженец, а учитель – садовник, и от его мастерства зависит: превратится ли через некоторое время этот саженец в пышущее зеленью и цветами дерево или так и останется невзрачным кустиком.